На Виннитчине вокруг дома гениального украинского композитора Николая Леонтовича сложилась недопустимая ситуация: местная власть пытается заблокировать сохранение дома и создание современного культурно-образовательного центра.
В то время как весь мир поет знаменитый "Щедрик", а местная громада инициирует переименование села Шершни на Леонтовичи, чтобы подчеркнуть, что именно здесь прошло детство знаменитого композитора, - делаются попытки сфальсифицировать историю, изъять факт проживания Леонтовича в сельском доме на Виннитчине, который сейчас местные жители и небезразличные граждане пытаются спасти от уничтожения и превратить в центр культурной жизни и туризма.
Таким, к сожалению, является истинный modus operandi нашего государства в культурной политике: не только не поддерживать, но и вытаптывать ростки гражданской активности.
Винницкое село Шершни - после десятков лет забвения и игнорирования со стороны власти - недавно вдохнуло первый глоток свежего воздуха, пронизанного молекулами надежды.
Именно здесь, в Шершнях, прошло детство Николая Леонтовича: сына священника, которому во взрослом возрасте было суждено написать мелодию "Щедрик" и стать самым известным украинским композитором в истории.
И именно в Шершнях он учился игре на музыкальных инструментах и пониманию украинского мелоса.
В течение 100 лет, прошедших с того времени, через поколение жителей Шершней передавалась память об уникальной, красивой, певческой семье Леонтовичей.
И человеческая память оказалась сильнее власти российской империи или СССР, которым не было смысла чествовать автора новых версий народных украинских песен.
Но в 2018-м человеческая память должна бороться с новым, неожиданно коварным противником - властью.
За время независимости все, на что хватило украинского государства в вопросе чествования памяти Леонтовича в Шершнях, - это установление в 1997 г. на уже полуразрушенном домике мемориальной доски.
Впрочем, самому дому это не помогло. На сегодняшний день он находится в ужасном состоянии, которое можно назвать "аварийным" только в виде комплимента.
Ситуацию усложняет и то, что здание официально не находится на балансе ни одного ведомства или рады, которые должны были бы нести за него ответственность. Хотя указанное обстоятельство, кстати, не помешало открыть в одной из частей дома отделение "Укрпочты", функционирующее и поныне.
Из тысяч фотографий социокультурных объектов из украинских городов и поселков, присланных платформе #SOSмайбутнє, больше всего нас поразил вид полуразрушенного домика Леонтовича.
Чтобы привлечь внимание общества и власти к проблеме разрушения этого важного для истории Украины сооружения, мы договорились с детским хором "Щедрик" об исполнении на крыльце дома самой известной мелодии композитора.
Вместе с исполнителями "Щедрика" и местными жителями мы объявили о начале сбора средств на реновацию здания и преобразовании его в музейно-просветительский центр, где местные дети могли бы учиться музыке и искусству, а туристы с Украины и из-за рубежа посещали бы родину известного украинца, проводили бы концерты и фестивали под открытым небом.
Фонд гуманитарного развития Украины начал тщательно готовить этот проект, и в декабре в Киеве был проведен благотворительный вечер с целью привлечения средств для начала работы по восстановлению наследия Леонтовича.
Специальным гостем и звездой вечера стал юный скрипач Илья Бондаренко, горячо поддержавший инициативу по спасению дома композитора.
7 февраля на пресс-конференции объявили о старте конкурса архитектурных проектов комплекса Леонтовича. Премия победителям конкурса будет составлять 150 тыс. грн - это часть средств, которые удалось собрать нашей общественной организации с помощью небезразличных людей, вносивших пожертвования на это дело (всего на сегодняшний день уже собрано 270 тыс. грн).
После выбора лучшего проекта по итогам конкурса в мае будет определено, сколько средств необходимо найти на реновацию здания и постройку концертного пространства #Leontovych_Heart.
Замечу, что все это время наша работа проходит при невероятной поддержке местной громады Шершней. Энтузиазм жителей села понятен, - они устали от слишком длительного игнорирования себя и своего скарба, связанного с жизнью Леонтовича.
Если бы здание такого исторического значения сохранилось в каком-нибудь европейском поселке или городке, то оно непременно стало бы центром культурного туризма и основой экономического благосостояния громады, живущей вокруг.
Общенациональное внимание к Шершням уже дало толчок значительным изменениям в общественной жизни села. Его громада так вдохновилась перспективами развития знакового туристического маршрута, что выступила с инициативой переименовать Шершни на Леонтовичи.
Об этом впервые публично заявила общественная активистка Валентина Чайковская на пресс-конференции по случаю старта архитектурного конкурса.
Аргументы в пользу переименования весомые: в Винницкой области есть два села с названием Шершни, а еще одно село-тезка находится на Житомирщине. И назвать именно то село, в котором проживала
семья Леонтовичей, их фамилией - значит обеспечить мгновенную идентификацию с композитором для тех, кто захочет посетить историческое место.
Казалось бы, на наших глазах происходит невероятное. Настоящая культурная децентрализация в действии: местная громада с помощью гражданского общества делает из призабытого и почти разрушенного объекта новую культурную и историческую Мекку национального значения, не попросив на это ни копейки из государственного бюджета.
Но здесь свое слово сказало государство.
И слово это было взято из словаря обсценной лексики.
Вскоре после благотворительного мероприятия в пользу восстановления домика Леонтовича одно из правительственных агентств публикует материал с сенсационным призывом: дескать, спешить со спасением мемориального дома не следует, поскольку не все так однозначно.
Вероятно, дом, в котором жила семья Леонтовичей, сгорел, а здание, которое сейчас хотят спасти небезразличные граждане, не имеет к композитору никакого отношения.
Эту непростую гипотезу озвучивает заведующий сектором охраны культурного наследия управления культуры и искусств Винницкой ОГА Михаил Потупчик. Вместе с тем он отмечает: "На сегодняшний день мы занимаемся архивными исследованиями относительно подтверждения аутентичности этого дома и причастности его к семье Леонтовича. Сейчас же ситуация с достоверностью 50:50".
Следовательно, г-н Потупчик пока что милостиво допускает (!), что дом, который весь ХХ в. жители Шершней воспринимали как семейное гнездо Леонтовичей, все же может им действительно быть.
Идею о том, что в Шершнях хотят спасти "фальсификат", подхватывает Ирина Френкель - многолетняя культур-чиновница, работавшая руководителем управления культуры Винницкой городской рады во времена мэрства Владимира Гройсмана. В декабре она заняла должность директора Украинского центра культурных исследований при Минкульте.
Вот как Ирина Френкель на своей странице в Фейсбуке назвала попытки громады спасти дом Леонтовичей и сделать из него центр культурной жизни: "Что-то наподобие художественного маски-шоу: пара типа научных сотрудников и местные неожиданно между сбором урожая и посевными поняли самое главное - перспективу развития территории за счет культурного ресурса".
Действующий представитель государства в культурной сфере фактически называет социально активных граждан некими пейзанами, которым лучше было бы не отвлекаться от огорода и оставить "господам" определять, что для этих пейзанов имеет культурную ценность, а что - нет. Уровень культуры руководительницы государственных культурных исследований поражает.
Ну и вишенкой на торте винницкого производства стала попытка упомянутого выше г-на Потупчика сорвать пресс-конференцию по случаю старта конкурса проектов реновации дома Леонтовича.
Г-н Потупчик специально (и, конечно, без приглашения) приехал из Винницы на мероприятие, посвященное сохранению памяти композитора, чтобы заявить: исторические "исследователи" уже сделали свое дело и определили, что в Шершнях дома Леонтовича все же нет. Спасать нечего, расходимся!
Заметьте, между объявлением о начале этих "исследований" и пресс-конференцией, состоявшейся 7 февраля, прошло несколько недель.
И, как выяснилось, за этот короткий срок "ученые", работающие в тесной связке с властью Виннитчины, каким-то чудом смогли отыскать доказательства своей теории о симулякре Леонтовича.
Особенно фантастическими такие темпы работы выглядят на фоне многолетнего игнорирования Шершней Винницкой властью - игнорирования, закончившегося именно тогда, когда за спасение дома взялись граждане.
И вместо того чтобы конструктивно приобщиться к этой работе или хотя бы не мешать ей, властные представители оперативно сконцентрировались на том, чтобы плюнуть обществу в лицо.
Такие эскапады штатных культурных чиновников выглядят дикарством и образцом политической проституции.
Власть десятки лет молчала о сомнениях по поводу "аутентичности", хотя на домике Леонтовичей появилась мемориальная доска, подтверждающая факт его связи с семьей композитора.
Власть молчала, когда домик был внесен в областной реестр как памятник местного значения.
Власть молчала, когда появился проект сноса здания и возведения на его месте мемориала стоимостью 1,5 млн грн (который во время акции #SOSмайбутнє гордо презентовали местной громаде районные руководители культуры). Эту идею подал архитектор Александр Антонец, автор мемориального комплекса Леонтовича в селе Марковка, где погиб композитор. Поэтому представить, что власть не знала о его предложении построить еще один мемориал в Шершнях, крайне трудно.
Но власть начала бурную и деструктивную деятельность только тогда, когда украинцы стали собственноручно спасать свою историю.
Так зачем власти понадобилось немедленно переписывать "историю", подвергнув сомнению факт причастности к селу легендарного композитора, чья мелодия навсегда запечатлелась в сердцах миллиардов людей, живущих в разных уголках земного шара?
"Казус Леонтовича" на наших глазах становится показателем нового уровня цинизма и невежества власти.
Такая информационная спецоперация против легендарного композитора проводится лишь для того, чтобы скрыть собственную некомпетентность и непонимание целей, ради которых цивилизованные государства сохраняют любой кирпичик, который имеет историческую ценность и несет сквозь века национальную память.
Этот казус также демонстрирует, что властная риторика о децентрализации и "силе громад" самими власть предержащими воспринимается как пустой звук, - и они готовы скорее оплатить командировку троллей для диверсии на публичном общественном мероприятии, чем тратить деньги на спасение украинской истории.
Но этими фокусами сбить с толку общество не выйдет. Дому Леонтовича - быть.
Его фигура - недосягаемая вершина для многих нынешних политических пигмеев.
Поэтому я призываю небезразличных граждан со всей Украины, из украинской диаспоры и международного сообщества приобщиться к работе по сохранению дома Леонтовича. Ваши взносы в проект его реновации и построение современного культурно-образовательного центра сохранят историю страны и откроют дверь в будущее новым украинским талантам.