Выставка известного украинского художника Владислава Шерешевского "Наследие 13-17" открылась в Музее истории Киева. Представлены работы, созданные в период 2013-2017 гг. Экспозиция стала продолжением проекта Kyїv art school.
В работах Шерешевского арт-критики и просто ценители улавливают "особый" стиль талантливого художинка, в котором - гротеск, комизм, человеческая психология в разных ее проявлениях. Художник выступает эдаким "психотерапевтом", рассматривающий множество пограничных состояний и процессов как в обществе в целом, так и в отдельных индивидуумах в частности.
Стиль живописи Шерешевского - классический, это отнюдь не абстракция. Каждая его картина "сдобрена" фирменным юмором. Здесь сочетание визуального искусства и литературной основы. К примеру, подписи к картинам Шерешевского органично дополняют сами полотна, в результате получается слаженный художественный "тандем".
Некоторые явления нашей жизни в его работах вроде умышленно "обесцениваются", некоторые, наоборот, - возвеличиваются, укрупняются.
Например, его картина "Еврібаді": беззубые старики хлебают из жестяных мисок. Художник говорит: "Это чтоб мы не забывали, что и нас ждет "счастливая" старость!"
Его картина "Мамо, риби хочете?" - тяжкая женская доля. "Я случайно сделал фото двух женщин на Привозе. А потом создал эту работу. Это мама и дочь, хотя грань возраста уже стерта после стольких лет продажи рыбы… на Привозе".
Недавняя его работа - "Міша, приїхали!": маленький мальчик с желто-голубой ленточкой верхом на игрушечном медведе стягивает поводком его горло. "Я написал эту картину, когда Украине дали безвиз. Очень актуально, поскольку таким образом мы, наконец, слазим с "того самого" мишки".
У художника есть серия портретов, где эмоциональные состояния разных людей чередуются-переливаются: радостное-нерадостное.
Еще одна его картина - "Sexтінець": красивая женщина с котом. "А вот здесь у меня два популярнейших персонажа в FB - котики и мадонны. Ну, пусть мадонны не у нас, а в католическом мире! Но тем не менее, мы же в Европу стремимся. Это же игра. Игра художника, который хочет нравиться".
Его картина "Машина времени" - пожилые люди… И тут же дети верхом на свинках - "Їзда". Дети несколько растеряны: непонятно, что их ждет впереди.
Его большое полотно "Київ вечірній": красивая тихая ночь над Днепром, крепкая девушка крутится на пилоне. (Девушки и природа - наши основные ценности.)
В его новой экспозиции также крымская тема: "Батьку, не стріляйте!" Художник говорит: "Ведь мы же не сопротивлялись, когда у нас забирали Крым! Может, кто-то и хотел стрелять, так ему не дали".
"Ночь перед Рождеством" - роженица и колдующие над ней акушеры. Дескать, Рождество - кто-то в этот день рождается, кто-то умирает.
"Картину "Восточная медицина" я написал в 2014 году, - говорит художник. - Здесь Сальвадор Дали и луганский рабочий класс: они беззубые! Еще и европейцу Дали удаляют зуб!
Это прообраз того, что вот не все хотят Украину в Европе. Кстати, эту и ряд других работ я создал на основе ряда произведений голландцев XVI-
XVII веков. Я был тогда в Голландии, именно в Гааге. И меня поразили жанровые работы небольшого формата. Кстати, именно голландцы первыми уменьшили формат полотен, чтобы их удобнее было перевозить. Темы их работ - это сцены жизни социального дна, и выписаны они очень качественно…"
А картину под названием "В контакте" написана в прошлом году. Сегодня она стала "актуальной".
В принципе можно легко отрешиться и от названий работ, от очень удачных подписей к ним - и отойти на несколько шагов, чтобы просто получать наслаждение от талантливой живописи.
***
- Владислав, два года назад в одном из интервью вы говорили: "Либо ты ватник, либо человек". В 2017-м этот фразеологизм претерпел какие-либо изменения?
- Да, это было слишком категорично сказано, ведь среди "ватников" тоже встречаются люди, которых буквально за недели две можно полностью перековать. Причем легко!
- Вот молодой художник Роман Минин недавно сообщил нашей газете, что якобы в "Украине нет арт-рынка" как такового. Согласны с этим мнением?
- Да откуда этому рынку взяться? Дело в том, что у нас хороших художников больше, чем нужно для такой бедной страны. Сказывается сильная школа еще с советских времен.
С нашим уровнем мастерства можно смело выходить на Запад, что успешные люди и делают.
Показатель, что арт-рынок в стране есть, - это когда хорошая картина стоит дорого. Потому что художнику нужно рисовать дальше.
Сейчас разница в ценах между маститым художником и только что закончившим академию - не очень большая.
Какой же это арт-рынок? Но его и не должно здесь быть, как не должно быть ЧМ по футболу, как не стало ЧМ по баскетболу и по хоккею.
Театр, слава Богу, еще как-то живет, потому что все лучшее стекается в Киев. Вот и писатели будут писать, как и художники рисовать, независимо от того, платят им деньги или нет.
- В условиях войны и конфронтации с РФ вы потеряли много покупателей своих произведений?
- Я был к этому готов. У меня в Москве были очень хорошие покупатели и коллекционеры. Но они, еще до конфронтации, начали потихоньку эмигрировать в Лондон. Им уже тогда выкручивали руки. А теперь? Ну, я же не Лобода! Не поеду в Москву ни за какие коврижки.
- В разное время ваши картины выставлялись в США, Польше, Италии, других странах. Есть сейчас международные проекты?
- Сейчас таких проектов нет. В основном выставляюсь в Украине. Тем более, есть работы, находящие отклик в ментальности наших людей. Словом, у тех, кто "в теме". Мы, более-менее успешные украинские художники, можем стоять наравне с бедными западными малоизвестными. Имею в виду ценовую составляющую творчества.
Когда я был молод, то на все соглашался, легко отдавал свои работы даже на некоторые сомнительные западные выставки. А сейчас лучше буду жить спокойно.
- У каких известных украинцев есть ваши работы в коллекциях?
- Многие. Можно сказать, почти все. У прокурора, у президента. Вот только у Януковича не было ни одной моей работы. Так сложилось, видимо. Тут я не дотягиваю.
- Много ли произведений сейчас создаете под конкретные заказы?
- Сейчас уже нет, а в прошлом было много заказных работ. Очень известные люди заказывали мне свои портреты. Иногда в стиле Ван Гога.
- А какие ваши собственные творческие предпочтения?
- Вот полтора года как увлекся примитивным направлением в истории искусств. Из классиков обожаю Вермеера и Рембрандта. Одно время нравился Ван Гог. Теперь очень тяготею к творчеству Хаима Сутина.
Комменатрий
- Проект Kyїv art school посвящен 100-летию Национальной Академии искусств, основанной в
1917 году, - говорит куратор проекта Дмитрий Струк. - В этом году совместно с музеем Истории Киева мы предложили сделать серию выставок известных киевских художников. Площадкой для нашего проекта стал именно этот музей. Кстати, это единственный музей, построенный за время Независимой Украины. Цель проекта - провести серию ретроспективных выставок знаковых киевских художников, которые получили профессиональное творческое образование в Киеве. В рамках проекта каждый художник презентует в фонд музея одну из своих картин. Тем самым пополняем фонд музея работами, созданными в Киеве киевскими художниками киевской школы на рубеже тысячелетий.