UA / RU
Поддержать ZN.ua

Владимир Симоненко: ритмы джаза и судьбы

Джазовые ритмы гуляют по парку. Возле Летней эстрады, так называемой ракушки, негде яблоку упасть. Нет «окошка» даже заглянуть, что же происходит на сцене...

Автор: Лидия Новохатько

Джазовые ритмы гуляют по парку. Возле Летней эстрады, так называемой ракушки, негде яблоку упасть. Нет «окошка» даже заглянуть, что же происходит на сцене. Так проходят традиционные Джазовые вечера памяти Владимира Симоненко в рамках XIII международного фестиваля «Киевские летние музыкальные вечера». Два дня подряд слушатели вместе с комиссией, сидя на лавочках под открытым небом, принимают государственные экзамены у выпускников на получение квалификаций «Дирижер оркестра» и «Артист ансамбля». Ведущий концертов-экзаменов Алексей Коган подшучивает со сцены, «агитируя» слушателей отправлять сообщения за тех студентов, которые больше понравились, чтобы по результатам голосования выставить оценки. Молодые исполнители выкладываются на все сто, стараются выступить не просто хорошо, а отлично. Они закручивают виртуозные импровизации, свингуют, некоторые еще и пританцовывают на сцене. Похоже, для них этот экзамен действительно как праздник. А за их спиной, на сцене, висит большой портрет человека, который всю жизнь отдал джазу и мечтал о высшем джазовом образовании. И эта мечта осуществилась, но через два года после его смерти. В июле 2010-го Владимиру Симоненко могло бы быть семьдесят.

Джазовые исполнители, которые сегодня сдают экзамен, не успели с ним познакомиться, обратиться за советом, обсудить новые записи любимых коллективов. И прав артдиректор Jazz in Kiev Алексей Коган: «Если спросить на улице, кто такой Владимир Симоненко, скорее всего, вспомнят лишь его однофамильца. Да, наверное, нельзя Владимира Степановича назвать известным человеком. Но в джазовой среде — это суперзвезда. Причем звезда не на уровне Украины, а всего Советского Союза. Вот как говорили: Питер — Владимир Фейертаг, Москва — Алексей Баташев, Георгий Бахчиев, а с Киевом возникало только одно имя — Владимир Симоненко. Это был бренд. Когда говорили, этим занимается Симоненко, будто ставилась печать, резолюция».

Многим бы понадобилось несколько жизней, чтобы успеть сделать все то, что успел Владимир Симоненко за свои 58. Он был джазовым пианистом, музыковедом, лектором, радиоведущим, писал статьи и книги, основал первый джаз-клуб в Украине (Киев, 1962), организовывал концерты, фестивали («Киев Музик Фест», Международный форум музыки молодых, «Музыкальные премьеры сезона») и многое-многое другое. Перелистывая статьи-вырезки о Владимире Степановиче, в память врезаются заголовки: «Рыцарь джаза», «Человек из джаза», «Маэстро джаза», «История его жизни — история развития джаза в Украине». И память об этом уникальном человеке хранит не только бумага, но и люди, которые верили и верят в «успех безнадежного дела», как любил говорить Симоненко.

Его образ жив в воспоминаниях: «Он был удивительным человеком: правильным, умным. А умный человек всегда прост. Он всегда помогал своими советами, рекомендациями. В Киеве действительно была джазовая семья. Он всех объединял и морально, и духовно, все к нему тянулись» (автор передачи «35 минут джаза» Леонид Гольдштейн); «У него был удивительный характер: он со всеми абсолютно находил компромисс. Для него не было трудных людей, он всегда мог найти общий язык. Он был мудрым, и, несмотря на то что я его старше на три года, все-таки был как папа» (знаток теории и истории джаза, заместитель декана факультета музыкального искусства КИМ имени Глиэра Ефим Марков); «Он был тихий, спокойный, эти очки-телевизоры, улыбка полурастерянная. Он умел улыбаться уголками глаз и губ, умел заразительно хохотать. Помню, у него всегда было накурено в кабинете, мне это нравилось» (Алексей Коган).

Все знали о потрясающих энциклопедических знаниях Симоненко. Он собирал джазовые материалы, у него были редчайшие джазовые энциклопедии Леонарда Фэзера, Айры Гитлер, а также хорошая коллекция джазовых записей, которые так нелегко было достать в те времена.

«Я помню, у меня появилась запись «Модерн джаз квартета» (Modern Jazz Quartet), и мы с Симоненко просидели часов шесть, слушая каждый нюанс, миллион раз проигрывая, переставляя иголочку. Мне было приятно за ним наблюдать, настолько вдумчиво он слушал», — вспоминает Леонид Гольдштейн.

Немногие слышали, как играл Владимир Симоненко на фортепиано. Ефим Марков помнит его выступления и последний выход на сцену: «У него была самодеятельность в клубе «Рабис» — клуб работников искусств. Он находился возле старого «Интуриста» по левой стороне, где оперный театр, как идти к Крещатику. Симоненко играл с Владимиром Медведчуком и Константином Ходосом. Кстати, Костя был инженером и сам смастерил электроорган. Весь город приходил посмотреть, послушать. А последний раз Симоненко играл со мной. Это был новогодний вечер 1962—1963 гг. в кафе КПИ. Нам нужен был барабанщик, и тогда я предложил Сашку Христидиса, ему было 16—17 лет. Он пришел только с палочками, без барабанов. Дали ему деревянный стул, и он весь концерт отбарабанил на стуле. Это был последний раз, когда Володя играл на фортепиано. Помню, мы тогда очень страдали, что не можем играть, как американцы, и я его как-то спросил, из-за этого ли он не играет. Его ответ был отрицательным, он сказал, что дальше только вариант — идти играть в кабак, а родители были против, и тогда он пошел учиться в университет».

Владимир Симоненко закончил филологический факультет Киевского государственного университета им. Т.Шевченка.

В 1970 году выпустил первую в Украине книгу о джазе «Мелодии джаза». Ефим Марков: «Он пошел по очень оригинальному пути, когда составлял «Мелодии джаза». Брал песни в том виде, в котором они впервые выходили в печать, то есть гармонически не обработанные. И получился колоссальный сборник по гармонии: как правильно пользоваться гармоническими заменами, чтобы из примитивных гармоний сделать то, что игралось музыкантами». Алексей Коган: «В прошлом я ресторанный музыкант, и потому заочное мое знакомство с Симоненко произошло гораздо раньше. Ведь было две точки, где могли работать джазовые музыканты, —ресторан и оркестр цирка. И тогда у каждого джазиста в чехле лежала эта книжечка. Это был настоящий талмуд: все известные джазовые темы с коротеньким описанием, когда и кем созданы, кем впервые исполнялись, мелодия и цифровка (аккорды)».

Автор множества статей, рецензий, аннотаций, он вел цикл радиопередач «Абетка джазу». В 1981 году Симоненко создал энциклопедический справочник «Лексикон джаза». Каждый музыкант мечтал, чтобы в его библиотеке была эта книга. Алексей Коган: «Я был свидетелем, когда в Москве на репетицию оркестра Олега Леонидовича Лундстрема принесли 15 книг Симоненко «Лексикон джаза», а в самом коллективе с администратором и директором было 22—23 человека. И помню зимнюю шапку тромбониста Алексея Гирина, куда сложили бумажки, а люди их тянули, чтобы узнать, кому достанется книга».

Владимир Симоненко терпимо относился к людям, умел их выслушать. Он всегда внимательно отслеживал работы своих коллег: слушал радиопередачи, собирал статьи, смотрел телепрограммы о джазе, искренне сопереживал и радовался их успехам, был всегда готов помочь и посоветовать. По воспоминаниям Алексея Когана, Владимир Симоненко, имея возможность посещать все концерты бесплатно, всегда покупал билет. Он считал, что это самая действенная помощь для музыканта, который на сцене: так сказать, поддержать любимого исполнителя кошельком.

Владимир Симоненко мечтал о профессиональном образовании для джазовых музыкантов в Украине, ведь в России такие факультеты уже были открыты. И в 1980 году он становится на шаг ближе к осуществлению этой мечты: основываются эстрадно-джазовые отделы при музыкальных училищах в Киеве и Одессе. Симоненко возглавляет отдел в столице и читает лекции по истории джаза студентам. К тому времени большинство джазовых музыкантов не имели музыкального образования, только у некоторых были классические дипломы. Потому Симоненко решает пригласить на работу самых опытных джазовых исполнителей, разрабатываются грамотные, правильные программы. К сожалению, осуществления своей мечты о высшем джазовом образовании Владимир Симоненко не застал. Через два года после его смерти открывается факультет музыкального искусства учебного комплекса «НМАУ им. П.Чайковского—КГВМУ им. Р.Глиэра», специализация «музыкальное искусство эстрады (джаз)».

Он ушел неожиданно… Это стало ударом для всех. «Мы стояли возле Союза композиторов и думали: что теперь? Мы были растеряны. Уход Владимира Симоненко доказал, что свято место пусто бывает, и незаменимые люди есть», — говорит Алексей Коган.

…Джазовые вечера памяти Владимира Симоненко в рамках XIII международного фестиваля «Киевские летние музыкальные вечера» торжественно завершает биг-бэнд Военно-музыкального центра Сухопутных войск Вооруженных сил Украины. И хотя Владимир Степанович всегда говорил на встречах: «Мы тут собрались узким кругом ограниченных людей», — думаю, он знает, что этот «круг» постоянно расширяется, а его дело живет.