UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЛАДИМИР КРАЙНЕВ ПРИГЛАШАЛ ВСЕХ

С 18 по 24 октября в Киеве в рамках программы «Жена Президента Украины - детям Украины» состоялся большой праздник музыки - международный фестиваль «Владимир Крайнев приглашает»...

Автор: Екатерина Щеткина

С 18 по 24 октября в Киеве в рамках программы «Жена Президента Украины - детям Украины» состоялся большой праздник музыки - международный фестиваль «Владимир Крайнев приглашает». Фестиваль благотворительный, средства от него пошли в Международный фонд помощи юным пианистам Владимира Крайнева. Ровно неделю киевляне могли наслаждаться обществом и творчеством великого пианиста современности, его учеников и единомышленников. Но, к сожалению, нельзя было сказать, что филармония ломилась от желающих посетить концерты. Зал был заполнен только на открытии и закрытии. Это неприятно удивило и обидело Владимира Крайнева.

Впрочем, этот фестиваль и мог привлечь только настоящих ценителей академического искусства - программа большинства вечеров была довольно сложна для восприятия, поскольку произведения были подобраны тематически: концерты Рахманинова, 12 трансцендентных этюдов Листа, концерты Бетховена составляли как бы стержень каждого концерта, а уже к ним «в тон» подбирались другие произведения этого же композитора. Для неподготовленного слушателя воспринять за один вечер три концерта и Фантазию для фортепиано, хора и оркестра Бетховена довольно сложно. Впрочем, Крайнев, по его собственному признанию, и не собирался ничего упрощать, считая своей целью показать в первую очередь мастерство участников. А оно того заслуживало. Я думаю, те, кто посетил фестиваль, не забудут имен Игоря Четуева - любимого ученика Крайнева, Паскаля Годара, успевшего дать перед началом фестиваля сольный концерт и показавшего в нем широту своих репертуарных взглядов и возможностей, Михаила Данченко, уверенно, как единое целое, охватывающего крупные формы, Александра Мутузкина - за блестящее исполнение сложнейшей фантазии «Исламей» Балакирева.

Конечно, можно было найти у некоторых исполнителей какие-то недостатки: можно говорить, что кому-то из детей еще «не по росту» концерты Бетховена или нет достаточной глубины в исполнении Листа, но ведь известно, что глубже глядят глаза, которые много плакали, а этот незнакомый детям опыт набирается довольно быстро. Что касается их сегодняшнего исполнения, отсутствие в какие-то моменты глубины исполнения можно считать достоинством - дети остаются искренними в музыке, не пытаются ничего «изобразить». Все это плюс высокая техника исполнения говорят о преданности делу и позволяют надеяться на то, что эти дети вырастут в настоящих больших исполнителей.

К сожалению, не все взрослые участники фестиваля достойны такой оценки. По-прежнему неприятно поражает уровень филармонического оркестра, хотя определенный рост, конечно, заметен, но оркестр нередко замедленно реагировал на солиста, сбивал ритм, а тембр его в какие-то моменты просто не выдерживал критики - вместо полноценного пиано до слушателя доносилось что-то неразборчиво шепелявое. Впрочем, стоит еще раз подчеркнуть, что рост оркестра заметен и есть надежда, что сильная рука Николая Дядюры скоро сделает из него настоящий оркестр столичной филармонии. Несколько лучше выглядел днепропетровский камерный оркестр «Времена года» под управлением Дмитрия Логвина, хотя он ровесник нашего филармонического оркестра - он тоже сформировался около года тому.

Увы, нехорошей была игра Богодара Которовича, считающегося одним из лучших скрипачей Украины. Бетховенский Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели просто был сведен на нет общими усилиями скрипки и оркестра, и ни солисту Крайневу, ни солисту Рудину, ни дирижеру Дядюре не удалось спасти положения. Тем не менее Александр Рудин полностью «реабилитировался» в сонате для фортепиано и виолончели Шуберта, сыгранной совместно с Крайневым. Также на довольно высоком уровне прозвучал Квартет

им. Лысенко. Их исполнение фа-минорного квартета Брамса по праву вызвало в зале овацию.

Но «гвоздем программы» был все же сам Владимир Крайнев. Публика, приходившая в филармонию в эти вечера, ходила «на Крайнева», даже если играл не он, а его ученики. Каждому звуку, созданному его руками, зал внимал, как откровению. Уже одно это могло заставить самого закоренелого скептика и технократа признать, что, несмотря на высокий уровень и качество звукозаписи, живое исполнение не утрачивает актуальности, поскольку представляет собой мистическое, ритуальное событие - сиюминутное, временное воплощение вечного. Таким праздником было исполнение концерта №2 Рахманинова, Квартета Брамса, Концерта для фортепиано и струнного оркестра Шостаковича, закрывшего фестиваль. Конечно, таким праздником был музыкально-поэтический вечер, на котором Владимир Крайнев играл Шопена, а Сергей Юрский читал стихи Пастернака, Пушкина, Есенина, Бродского.

Приятно было, что антракты также были содержательны. В фойе в первые дни фестиваля стояли расчехленные и открытые рояли, на которых все желающие могли поиграть. К счастью, никто не решился сыграть двумя пальцами «Чижика-Пыжика», играли те, кто умел, - студенты и ученики музыкальных учебных заведений. Под этот невообразимый гром трех роялей, в котором при желании можно было разобрать отдельные фразы кого-нибудь из великих, почтенная публика осматривала фотовыставку Юрия Роста - одновременно страшную и человечную, шутливую и философскую.

Жаль, что немногие встретились с фестивалем в этом маленьком, неуместно раскрашенном зале, сохранившем акустику скорее вопреки, чем благодаря реконструкции. Жаль, что большинство публики составляли старушки, воспитанные еще «на той» музыке, студенты специальных учебных заведений, музыканты и журналисты. Но сам маэстро считает, что классическое искусство было, есть и будет элитарным и никогда оно не станет массовым, что, несомненно, к лучшему, и главная задача музыканта сейчас - расширять эту элиту. «Если из двадцати человек, пришедших просто полюбопытствовать, два останутся с нами - это большая победа», - сказал перед началом фестиваля Владимир Крайнев. Фестиваль, несмотря ни на что, закончился победой. Хотя бы потому, что настоящее искусство не может проиграть.