UA / RU
Поддержать ZN.ua

Владимир Балкашинов: Я ПРИНЯЛ ПРАВИЛА ИГРЫ

Кинорежиссер Владимир Балкашинов пришел в кинематограф из театра, оставив позади солидный опыт и ...

Автор: Алла Феофанова

Кинорежиссер Владимир Балкашинов пришел в кинематограф из театра, оставив позади солидный опыт и «солидное кресло», и сразу же занял в украинском кино свое место, найдя свой почерк, определивший зрительскую аудиторию. Его фильмы не могли бы появиться 10 лет назад: они характерны для «сейчас» и для «здесь» и являются первым положительным опытом того, что мы называем «коммерческое кино» в Украине. Многие уже попробовали себя в таком кино, стремясь заработать деньги, немногим удалось получить конечный продукт, который, являясь коммерческим кино, оставался бы при этом произведением искусства. Балкашинову удалось...

13 января в Доме кино состоялась премьера его второго фильма «Репортаж». А режиссер уже работает над третьим...

- Володя, ты всегда хотел быть режиссером?

- Вообще-то я всегда хотел быть артистом. До трех лет - шофером, а потом - артистом. Однако, провалившись на экзаменах в ГИТИС, поступил в Куйбышевский госуниверситет на филфак, где и проучился ровно год. А потом поступил в Днепропетровское театральное училище сразу на второй курс, у них ребят не хватало. И через полтора года закончил с красным дипломом. Потом работал артистом в Театре юного зрителя в Сухуми. Но свой провал в ГИТИС не забыл. И в результате я все-таки поступил туда на режиссерский факультет в мастерскую М.Захарова и А.Гончарова. Тоже закончил с красным дипломом. Учился и параллельно работал у А.Гончарова в театре им. Маяковского актером. Но я не из тех, кто носит шлейф, а процедура эта предполагалась, если я хотел пробиться в режиссеры у Гончарова, где этим и по сей день занимаются мои однокурсники. И я уехал в Днепропетровск. Работал в Русской драме режиссером-постановщиком и, недолго, главрежем. Поставил спектакль «Собачье сердце» по Булгакову. Ну, правда, в те времена без трений не обошлось. Неприятности были даже по поводу мюзикла «Чао» (либретто Ю.Рогозы). Кстати, это был первый в Украине рок-мюзикл, еще до «Белой вороны». А потом мне предложили на выбор несколько театров. И я выбрал Мариуполь, где и проработал пять лет главным режиссером. Поставил «Наш Декамерон» Э.Радзинского, «Призраки ледяного дома» по роману Лажечникова, «Чайку»...

- Я слышала спектакль «Чайка» получил приз на международном фестивале?

- Вообще-то на театральных фестивалях международного ранга призы как таковые не даются, т.е. они не выражаются в материальной форме. Существует рейтинг спектакля и мнение критики. «Чайка» получила на Ялтинском международном фестивале (там были американцы, англичане и т.д.) самый высокий отзыв критики.

- А с чем ты ездил во Францию?

- Я ездил на театральный фестиваль в Авиньоне со своим моноспектаклем «Палата №6». Это спектакль-импровизация, где я был и актером и режиссером.

-Как ты пришел в кино?

- Полная авантюра. В очередной раз пересекся с Юрой Рогозой, а в то время по его сценарию запускался фильм «Выкуп» в кинофирме «Панорама», единственная кинофирма в Украине, которая существует еще с 1988 года, руководитель ее, он же продюсер фильма, Сергей Палагутин. Так вот мне предложили: «Сможешь написать режиссерскую разработку сценария?» На что я конечно ответил: «Смогу». Хотя я даже не представлял себе, как это делается. Взял какой-то старый сценарий, посмотрел. Честно: я не знал технологии кинопроизводства, писал, как чувствовал, как видел. Представлял, рисовал себе картинки. Потом оказалось, что так и делается, что делаются раскадровки.

- Ты что, действительно не знал, что существует раскадровка?

- Клянусь, не знал. Я никогда не сталкивался с кино. И я очень благодарен Ю.Рогозе и С.Палагутину, что они мне дали шанс. Это было и мужество и риск с их стороны.

- Ну, а потом?

- Потом было безумно сложно. Были черные мысли... Были моменты эйфории, когда я сел за монтажный стол и увидел, что что-то получается.

- В результате «Выкуп» получил приз зрительских симпатий на фестивале «Золотой Дюк» в Одессе. А сейчас закончена работа над «Репортажем». Как ты оцениваешь эту свою вторую работу относительно первой?

- С одной стороны, как бы работа более профессиональная, с другой, мне кажется, есть очень много моментов, которые «недожаты».

- Не устраивают какие-то актерские работы?

- Да нет. Нет претензий к актерам, есть только к самому себе масса замечаний. Хорошо Михалков сказал, что нужно каждую картину снимать, как первую. А я стал более «холодноносым», что, честно говоря, пугает, стал более рациональным, хотелось бы избежать этого в третьей картине, не потерять ту ироническую нотку по отношению к себе, к сегодняшней нашей ситуации, к кинематографу, которая была ярче выражена в «Выкупе». «Репортаж» получился более прямолинейным.

- А что это за кино, над которым ты сейчас работаешь?

- У него два рабочих названия: «Русские шашки» и «Настоящий мужчина». История любви между бывшей учительницей и новым русским. О их взаимоотношениях, о сегодняшнем дне СНГ, о сложной ситуации в стране. Сценарий Ю.Рогозы, который на сегодняшний день является самым близким мне сценаристом. У меня будет сниматься, в частности, Давид Бабаев, актер Русской драмы, которого я считаю актером №1 в Украине. В моих предыдущих фильмах он играл отрицательных персонажей, здесь сыграет порядочного человека. Остальных актеров не назову - идут пробы.

- Ты снимаешь на спонсорские деньги и в результате картина как бы изначально от тебя отделена. Вот «Выкуп» - прекрасный фильм из-за какой-то ситуации со спонсором вообще исчез, никто его не видел, кроме как на фестивалях и в Доме кино. Как ты к этому относишься?

- Сейчас по сути в кино собственником является либо инвестор, либо продюсер. Меня, режиссера нанимают за определенную сумму, я снимаю кино, получаю ее, и в дальнейшей судьбе картины не участвую. Конечно, я не отношусь к этому спокойно, мне больно за «Выкуп» - картина так и не увидела свет, а могла сделать сборы в кинотеатрах. Ну, а что, есть какой-то другой выход сейчас, когда на студии госкино проходит режиссерский, подготовительный периоды и деньги кончаются? Даже и с инвестором может случится все. Работая над «Репортажем», мы пять месяцев стояли, не получали зарплаты, не знали какова дальнейшая судьба картины. Слава Богу, вырулили.

- Володя, ты снимаешь коммерческое кино, как ты говоришь «зрительское». Твое кино пользуется популярностью широкой зрительской аудитории и ты изначально на нее рассчитываешь. Есть режиссеры, которые говорят, что нужно делать либо элитарное кино для избранных, либо, если ты этого не делаешь, то ты, по большому счету как бы и не режиссер. В наше время достать деньги на элитарное кино, которое не окупит себя, практически невозможно. Что ты думаешь по этому поводу?

- Я живу сегодня, сейчас и нахожусь в такой же ситуации, как и люди вокруг, у меня тоже масса проблем, финансовых в том числе. Если я снимаю третью коммерческую картину, это не значит, что у меня масса денег, я человек не богатый. Ну есть машина там, квартира. Машина не из лучших и квартира на Троещине. Ребенок. Жена, актриса, без работы.

- Ты не считаешь, что свою жену нужно снимать в главной роли?

- Не считаю. Снимать нужно того, кто подходит на роль. Так вот, я сталкиваюсь с теми же проблемами, что и все мы? и ищу выход из этой ситуации. Но только я ищу его в профессии. Если мы переходим к другой социальной системе в обществе, то нужно учиться, оставаясь людьми, выживать в этом мире. Вот такое кино, об этом я сейчас и снимаю. Пусть в иронической форме, но мы в своих фильмах предлагаем то, на что остается надеяться: дружба, верность - в «Выкупе», любовь настоящая между мужчиной и женщиной, противопоставленная любви искусственной: результату химических инъекций - в «Репортаже».

- А ты не считаешь, что эти понятия тоже девальвируют в наши дни наряду с денежными знаками?

- Нет, они никогда не девальвируют. Человеческая дружба остается дружбой в любое время, и когда тебе плохо, друг придет и плечо подставит. И ты свое подставишь, когда нужно. А живя сегодня, прятать голову в песок и пытаться снимать кино, уходя от насущных проблем, мне кажется не совсем честным. Конечно, сегодня в кино многое изменилось, все упирается в деньги. Я, например, актера на роль не могу утвердить без согласия продюсера. Но я принял правила этой игры и играю по ним. А потом, может быть просто продюсер действительно должен быть фигурой, личностью, и тогда не нужно будет бояться института продюсерства. Вот, возьмем, к примеру, этот замечательный сериал «Том и Джерри». Там менялись режиссеры, а все серии практически равноценны, нельзя сказать, что какие-то лучше, а какие-то хуже. А все это корректировал, держал в своих руках продюсер. Мне, в этом смысле повезло и с С.Палагутиным, и с Ю.Рогозой, который сейчас создал свою фирму «Кинодом». У нас нет конфликтов. То есть в работе конфликты всегда есть, но нет полного непонимания. Человеческое взаимопонимание - это главное.

Так что: изменится время - станем мы все счастливыми, богатыми и процветающими, и я, назло всем, начну снимать элитарное кино, как я сегодня снимаю коммерческое.