UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВИЗИТУ ПОСВЯЩАЕТСЯ

История любви певички из кабаре и обнищавшего гуляки-графа, дезертировавшего из аристократии в ла...

Автор: Елена Раскина
Сцена из спектакля. «Граф Люксембург».

История любви певички из кабаре и обнищавшего гуляки-графа, дезертировавшего из аристократии в лагерь богемы… Монмартрская сага, где никто не умирает от бедности и чахотки, где все веселы и любимы, несмотря на долги и кредиторов, — такое определение можно было бы дать оперетте Франца Легара «Граф Люксембург», переживающей сейчас второе рождение. В России признали одной из самых удачных премьер года спектакль Новосибирского театра музыкальной комедии «Граф Люксембург» в постановке известного петербургского драматического режиссера Григория Дитятковского. В Украине к монмартрской саге Легара обратился киевский Театр оперетты. Как оказалось, нас по-прежнему трогают богемные страсти: когда все гении и все голодны, жизнь течет быстрее — куда там сытым буржуа… И как приятно в нынешнюю буржуазную эпоху увидеть на сцене обнищавшего графа, который не знает, кому бы всучить доставшийся ему полумиллионный чек! Бедность, позолоченная весельем, — оказывается, именно она способна растрогать современного зрителя. А такая бедность бывает только у богемы…

В киевском Театре оперетты «Графа Люксембурга» поставил Петр Ильченко. Вкупе с художником-постановщиком Натальей Кучерей режиссер постарался подать жизнь богемы в максимально яркой и блестящей упаковке. Правда, иногда от такой упаковки рябило в глазах: например, казалось странным, что нищий граф Люксембург (народный артист Украины Сергей Павлинов) в начале спектакля выглядит преуспевающим светским франтом. Потом, когда по ходу действия графу улыбнулась Фортуна, его процветающий вид стал вполне понятен, но, убегая от кредиторов, вряд ли наденешь свой лучший фрак… Так и хотелось сказать: «Не верю», когда еще один голодный гений, художник Бриссар (заслуженный артист Украины Николай Бутковский) жаловался на жизнь.

Изображенная богема выглядела на редкость благополучно — отчасти такое благополучие объяснялось генеральной линией постановки. А эта генеральная линия состояла в том, что все должно быть на редкость пышно и торжественно: с эффектными вставными танцевальными номерами и фейерверками. Впрочем, пышность этого спектакля трудно назвать недостатком — скорее достоинством. Конечно, хотелось бы соблюдения контрастов, но, заставив зрителей погрузиться в атмосферу карнавального веселья, создатели постановки о контрастах забыли. Спектакль начался с монмартрского карнавала, а закончился фейерверком. Все гении, все сыты, все счастливы — так можно было бы сформулировать кредо изображенной в «Графе Люксембурге» богемы.

В этой премьерной постановке была сделана ставка на молодые голоса. В отсутствие примадонны театра О.Каминской, поющей в Европе, партия «богини Монмартра» — певицы Анжель Дидье — досталась талантливой студентке Национальной музыкальной академии и солистке театра Александре Пашковой. Во втором составе Анжель поет Елизавета Гаврилюк — вероятно, еще одна будущая звезда украинской вокальной сцены. Ставка на молодые голоса оказалась более чем своевременной: театру давно нужны юные дарования, способные обновить и омолодить его репертуар. К тому же, как показала премьера, дебютантке-Пашковой удалось спеться с народным артистом Украины Сергеем Павлиновым, исполнявшим партию графа Рене Люксембурга.

На пресс-конференции дирижер-постановщик спектакля Владимир Шейко вспомнил об уже ставшем легендарным визите Франца Легара в Киев. Тогда венгерский композитор побывал в Театре оперетты в качестве зрителя — теперь в репертуаре театра, кроме традиционной «Веселой вдовы», появилось еще одно произведение маэстро. Нынешняя премьера, по словам В.Шейко, посвящена знаменитому визиту Легара в Киев. Воспоминание об этом визите обязывает к расширению репертуара Киевской оперетты. Возможно, мы увидим на ее сцене и другие «лирические оперы» этого композитора. Во всяком случае, хотелось бы верить, что «Веселой вдовой» и «Графом Люксембургом» дело не ограничится… Ведь не так уж много великих мастеров, обращавшихся к жанру оперетты, посещало театр в качестве зрителей. Так что если в зрительском кресле Киевской оперетты некогда сидел сам Легар, не помешает скрепить эти приятные воспоминания постановкой, к примеру, «Цыганской любви». Ждем-с…