UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВИТРАЖНЫЕ ИМПРОВИЗАЦИИ

В марте нынешнего года общими усилиями двух основных галерей Киева на Андреевском спуске — «36» и ...

Автор: Зоя Чегусова

В марте нынешнего года общими усилиями двух основных галерей Киева на Андреевском спуске — «36» и «Триптих» (основатель и художественный руководитель заслуженный художник Украины А.Миловзоров) была организована первая в столице выставка недавно созданной львовской профессиональной ассоциации художников и мастеров-витражистов «Окно». Дебют современной львовской ассоциации под названием «Витражные импровизации» получил широкий резонанс, увеличив количество приверженцев этого неизменно прекрасного вида искусства. «Окно» объединило восемь ведущих витражистов Львова, выпускников Львовской академии искусств. Это Олег Янковский (руководитель), Владимир Рыжанков, Андрей Курило, Александр Шевченко, Игорь Тарнавский, Юрий Павельчук, Александр Личко, Анатолий Винту. Идейным и творческим вдохновителем, возможно, «летописцем» этой ассоциации, созданной в 1999 году, стала Ирина Гах, искусствовед, давно изучающая историю львовского витража.

В уставе ассоциации говорится: «Профессионально-художественная организация «Окно» создана с целью дальнейшего развития и сохранения профессионального украинского витража, изучения и реставрации старых памяток, практической реализации наиразнообразнейших творческих идей участников объединения». Как известно, пока в Украине это единственный художественный коллектив, посвятивший свое творчество именно такому искусству, и аналогов ему нет. Выставка произведений львовян предлагает разнообразные формы витража в современной архитектуре: от традиционных композиций в оконных отверстиях культовых сооружений до новаторских решений в церковных иконостасах (авторы Ю.Павельчук, А.Личко, А.Винту), от витражных уютных светильников в технике Тиффани (автор А.Шевченко) до миниатюрных витражей, привлекающих сугубо женским шармом (автор И.Гах), для жилых и офисных сооружений. Работы О.Янковского, В.Рижанкова продемонстрировали прекрасную адаптированность витража к современному интерьеру: идеальное для архитектурного пространства искусство света и цветов, объединяющее в себе красоту и целесообразность, высокую эстетику и утилитарность. Мерцающие плоскости витражных панно А.Курило, обозначенные мягкими соединениями цветов, точно найденными пропорциями, привлекали зрителей своим завершенным изображением. Интересны фактурные эксперименты с витражным стеклом, теряющим прозрачность и хрупкость, но приобретающим особую мажорность и нарядность в абстрактных композициях И.Тарнавского. Именно ему и отдали предпочтение приверженцы авангардного искусства. Оригинальными поисками цвета и графических линий отличаются мини-витражи А.Шевченко, в которых основную роль играет изысканный рисунок металлических переплетений.

Львовские витражисты ассоциации «Окно» стали в XX в. продолжателями богатейших традиций украинского витража, ведущего начало с Западной Украины XIV ст. — время развития готической, а со временем ренессансной архитектуры. В конце XIX — в начале XX вв. возрос интерес к витражу, распространяющемуся вместе со стилем модерн. Особому взлету этого искусства в Украине содействовали работы по реставрации витражей Кафедрального собора (авторы С.Батовский, Качор, Ю.Мегоффер, Я.Матейко, 1892—1930) и Успенской церкви во Львове (автор П.Холодный, 1926).

Члены ассоциации «Окно» мечтают о полном восстановлении и реставрации во Львове шедевров корифеев галицкого церковного витража первой трети XX в. П.Холодного, М.Сосенко, Ю.Буцманюка, которых считают своими историческими предшественниками. Надеемся, что теперь, через 100 лет, львовские художники-витражисты вдохнут новую жизнь в украинский витраж, который, как мифическая птица-феникс, снова возродится и возвратится в нашу архитектуру обновленным и прекрасным.