UA / RU
Поддержать ZN.ua

«VISION ART». ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

В «застойные семидесятые» одна из моих родственниц - женщина в возрасте, неожиданно вырвалась на месяцок в Париж...

Автор: Аркадий Гарцман

В «застойные семидесятые» одна из моих родственниц - женщина в возрасте, неожиданно вырвалась на месяцок в Париж. В одном из ее писем меня поразила фраза: «Вчера была в Лувре. Есть на что посмотреть».

Вспомнил эту цитату на днях, посетив выставку «Vision Art» в Национальном художественном музее. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, но мне почему-то стало жаль, что далеко не все смогли удивиться мастерству фотохудожника Александра Супруна, умеющего находить для своих коллажей лица, которые потом невозможно забыть, маске под стеклом - поразительной работе Галины Плисюк, «чемоданному» циклу Оксаны Чепелик и «флаконному» Константина Милитинского, точно выверенным изобразительным рядам фотомастера Николая Троха, саркастичной композиции «междугородной» группы - «Федирко & К°» под названием «Таємна вечеря українських політиків з українськими художниками», графическим полотнам Татьяны Галочкиной, выписанным настолько объемно, что кажутся фотографическими. Ну, а выполненные в уникальной, не имеющей аналогов технологии фотопортреты Юрия Косина я, будь у меня «тугое портмоне», просто закупил прямо на выставке и унес бы домой...

Графика, живопись, инсталяции, объемные композиции и просто «прикольные» - Игорь Ляпин, например, «на полном серьезе» разложил на столе листы своей тетрадки с фотографиями синемордых вампиров и рекомендациями по борьбе с ними, Илья Чичкан установил на пьедестал пару поношенных женских туфель с комментарием: «Они устали», Юрий Соломко исполнил портрет философа Юнга в виде географической карты, а рядом вывесил фотообои с разъяснением, что собственно, искусство в «обойной композиции» осталось только в... (каюсь, так и не понял в чем).

Два зала Национального художественного музея вместили в себя столько имен и шедевров, что отпущенной газетной площади, увы, не хватит, дабы отметить все интересное. А интересным было буквально все. Поэтому не могу не назвать имен мастеров, которыми «заболел» и творчеством которых уже не смогу не интересоваться: молодые Анна Ипатьева, Наталья Борцова, Илья Исупов, успевшая ярко заявить о себе Юлия Лазаревская, маститые Эдуард Странатко, Владимир Карпенко, Валентин Кочетов, Николай Мандрич, Елена Мартынюк, Софья Панич, Александр Костецкий, Александр Клименко... И пусть простят меня те, кого не назвал...

Случайную встречу в одном из выставочных залов с председателем Киевского отделения фотохудожников Украины Валерием Скляренко я счел перстом судьбы и попросил поподробнее рассказать о проекте «Vision Art»:

- Идея создания выставки возникла два года назад во время проведения дней Киева в Тулузе. Тогда мы в полной мере ощутили проявление интереса к работам наших мастеров фотографии, живописи и других видов визуального искусства со стороны французской публики и прессы. Укрепились мы в своих намерениях во время посещения летом прошлого года международного фотофестиваля в Арле. 16-й по счету фестиваль в этом французском городе, имеющий очень высокую репутацию в Европе, был представлен на этот раз не только фотоработами, но и другими визуальными искусствами: живописью, инсталяцией, видеоинсталяцией, пластическими и объемными формами, смешанной техникой фотографии и живописи, объемными представлениями с помощью проекционных систем. Мы еще раз убедились в том, что современное искусство и у нас, и на западе развивается примерно в одном направлении, и окончательно решились на создание подобной синтетической выставки в Киеве.

«Мы» - это главный редактор первого украинского фотожурнала «Ревю-фотография», член Союза фотохудожников Украины Александр Ляпин и ваш покорный слуга. В стадии реализации проекта громадную помощь оказал нам главный куратор выставки Александр Клименко - один из организаторов общественного творческого объединения «Новая культура». Александр, уже имеющий опыт организации ряда художественных проектов, потратил массу энергии для того, чтобы привлечь к участию в проекте наиболее интересных мастеров, в результате чего нынешняя выставка имеет, как мне кажется, свое оригинальное лицо. Правда, выставка выглядит несколько иначе, нежели мы представляли: возможности наши оказались, увы, не безграничными. Тем не менее, симбиоз и, если хотите, столкновение совершенно разных направлений, стилей и философий в изобразительном искусстве - достаточно неординарное культурное событие, достойное демонстрации в таком престижном месте, как национальный художественный музей.

- Вы говорили о небезграничности своих возможностей.

- Проблемы всегда есть. Естественно, что одной из главных проблем для нас была финансовая. На начальном этапе большую помощь нам оказало Главное управление культуры, выделившее определенные средства и оказавшее содействие в организационном плане. Мы благодарны рекламной фирме «Гопак», обеспечившей выпуск наших афиш, презентационных и рекламных документов, фирме «Кодак», которая обязалась обеспечить нас необходимыми фотоматериалами при подготовке выставочного каталога, фирме «Ксерокс» за оказание полиграфических услуг в дальнейшем развитии проекта, фирмам «Триумфальная Арка», «Адонис», Национальному институту безопасности и конверсии и Национальному институту стратегических исследований, обеспечившим достойную презентацию проекта. Мы говорим «большое спасибо» нашим информационным спонсорам: газетам «Зеркало недели», «Сити» и «Досье досуга», журналам «Look», «Арт Лайн», ТРК «Киев» и, конечно же, замечательным людям - директору Национального художественного музея Михаилу Николаевичу Романишину и заместителю директора Ирине Емельяновне Горбачевой. Несмотря на то, что фотография - нечастый гость в подобных музеях, они прониклись нашей идеей и помогли с размещением экспозиции.

- Тем более, что экспозиция имеет мало точек соприкосновения с национальными художественными традициями.

- Это, безусловно, так. Но прекрасно понимая, что выставка у нас нетрадиционная, руководство музея не оказывало на нас в этом плане никакого давления. Наоборот, где могли, помогали добрым советом. Вообще отношение к нашему проекту со стороны как должностных лиц, так и многих организаций и коммерческих структур оказалось самым доброжелательным. Мы приносим искреннюю благодарность немецкому Национальному институту Гете, организовавшему в рамках нашего проекта показ блока лучших видеоклипов 92-го - 94-го годов. Этот показ позволил нам сопоставить уровень художественной видеопродукции такой развитой страны, как Германия, с наработками, которые появились за последнее время у нас, особенно в южном регионе, главным образом, в Одессе и в Киеве, где полпредом этого направления является интереснейший мастер Александр Дердаковский.

- Что такое видеоклип с точки зрения визуального искусства?

- Это не столько традиционный показ экспоната, сколько художественное исследование явления или предмета, ассоциированного с другими элементами, в том числе и музыкальными. В клипах используются различные техники и эффекты, присущие современным компьютерным технологиям.

- Жаль, не все посетители выставки смогли ознакомиться с этими клипами.

- Думаю, на следующих этапах реализации нашего проекта посетителям повезет больше.

- Какой вам видится его дальнейшая реализация?

- Первая часть фактически завершается 2 апреля вместе с закрытием выставки.

Следующий этап - проведение научной конференции, которая, надеюсь, позволит научно истолковать методологические принципы и закономерности развития современных визуальных изображений, их взаимопроникающие влияния, прогнозируемость этапов их развития.

После конференции планируем подготовку и издание каталога, который осветил бы два предыдущих этапа проекта и включил в себя наиболее интересные материалы этой выставки.

Апофеозом проекта должно стать биенале, т.е. постоянно проводящаяся раз в два года крупномасштабная выставка, которую планируем провести уже в октябре нынешнего года. В мире широко распространена практика биенале, наиболее известное из которых - Венецианское. Очень хочется, чтобы о киевском биенале вспоминали не меньше.

Для развития идеи киевского биенале у нас есть еще много нераскрытых возможностей. В частности, мы бы хотели привлечь культурные центры, с которыми сотрудничаем в рамках других проектов, - тот же Французский культурный центр, тот же Институт Гете, Американский дом и другие, для контактов с творческими личностями в своих странах и объединить усилия для создания совместных проектов, чтобы вывести киевское биенале на международный уровень...

Остается только пожелать проекту «Vision Art» исполнения желаний. Уверен, что на первом киевском биенале будет на что посмотреть.