UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЕСНА ПРОЩАНИЯ С ИЛЛЮЗИЯМИ

Накануне 8 Марта известный украинский телеканал уверенно обещал зрителям, что, мол, в этот безусловно женский день Владимир Кличко поздравит всех женщин с их профессиональным праздником...

Автор: Андрей Бондар

Накануне 8 Марта известный украинский телеканал уверенно обещал зрителям, что, мол, в этот безусловно женский день Владимир Кличко поздравит всех женщин с их профессиональным праздником. Поздравление последовало, и не одно женское сердце было разбито в этот тревожный вечер. Да что там женщины! Я видел мужчин со слезами на глазах. Я и сам едва не плакал. Несокрушимый герой проиграл... Быстро и как-то по-человечески беспомощно. Но ко всем героям приходит День Крупного Поражения, после которого нужно вставать и идти дальше или сойти с дороги и заняться каким-то мирным занятием. Именно в этот вечер украинцы увидели развенчание одного из немногих современных мифов Украинского Успеха. Не случайно словосочетание «украинский успех» очень часто кажется очевидным оксюмороном. А тут живые примеры! Как неразлучные Аяксы, братья Кличко создали понятие «украинский успех» и стали причиной появления новых иллюзий.

Все это было слишком литературно. Чтобы там ни говорили, мол, «спорт есть спорт» и «с кем не бывает», но все равно — драматизм ситуации даже не в конкретном спортивном поражении, а в психологической травме миллионов: кумир оказался не небожителем, а живым человеком, имеющим право на поражение. Холодный душ прощания с иллюзиями, в которых сладко и размеренно живется. Не крушение ли иллюзий является главной проблемой нашей культуры?

Уже на следующий день, 9 марта, когда под пестрыми флагами украинская оппозиция вышла на улицы, снова была литература. Восторжествовал жанр митинговой речи. Из уст и левых, и правых политиков в тот день вылетело очень много Шевченко. Шевченко был просто растерзан на нужные цитаты, его в очередной раз использовали со своей, хоть и благородной, тем не менее целью. Делалось это без особой выдумки: правые призывали к объединению, «единомыслию» и «братолюбию», левые вспоминали пламенные строки Кобзаря о ненавистных панах. Все происходило по каким-то заранее определенным и сложившимся правилам подобных речей, в ход шла проверенная риторика, которая, к сожалению, даже на митинговых старожилов не произвела должного влияния. А что говорить о молодежи, которую просто не «вставляет»: собрались, покричали, поаплодировали, посчитались, вспомнили школьную программу по украинской литературе, свернули флаги и разошлись. Какой после такого мероприятия эстетический эффект? На что направлено действие подобных жанров? Отнюдь не на человека начала ХХІ столетия. Не поэтому ли всю нашу оппозиционную имиджевую безысходность шаг за шагом переигрывает, по сути, небольшая команда купленных московских искусствоведов? Эти знают, что действительно нужно делать. И потихоньку отвоевывают территорию. Пресловутые письма якобы от Ющенко в почтовых ящиках западноукраинских граждан — это оно. Это подло, коварно, но в этом есть новизна, выдумка. А оппозиция и дальше может извлекать нужные ей цитаты Шевченко — вечные спутники наших благородных поражений.

А разве не интересно было бы пофантазировать, сделать из митинга карнавал, шоу, веселое действо, задействовать другие жанры литературной борьбы? Этого очень много было в «Окножирафе» венгра Петера Зилаги. Фактически именно об этом написал целую книгу американский мыслитель Хаким-Бей. Именно ему среди прочего принадлежит концепция (хоть это, пожалуй, очень угрожающе звучит) поэтического терроризма. Суть его сводится примерно к тому, что каждый мыслящий человек в состоянии оказывать сопротивление системе, расшатывать ее. Не буду подробно пересказывать содержание, скажу только, что этот анархист-оригинал предлагает максимально театрализовать действительность, делать искусство из воздуха.

На самом деле не таких уж больших денег требует изготовление остроумных открыток, не такие уж титанические усилия нужны для придумывания искрометных лозунгов. Например, в Польше популярными стали трафаретные граффити на стенах и просто на асфальте. От них невозможно оторвать глаз. Как правило, они имеют острую тематику. Это социальное искусство прямого действия, оно действительно эффективно и без иллюзий. Но как убедить оппозицию, что обязательно нужно менять ведущих митингов, что украинской вялотекущей революции нужна свежая кровь, нужна новая литература, новые цитаты, подходы, действия? Пока будем продолжать пользоваться дедовскими методами, наглые прагматики окончательно купят эту страну. Иллюзии — не самый лучший союзник людей, стремящихся к переменам. Или, возможно, только делающих вид, что стремятся?.. Добро, где твои кулаки?