Удивительный народ — наши художники! Совсем недавно казалось, что они не выживут. Приблизительно года полтора тому назад их выталкивали из мастерских, безбожно повысив плату за пользование и отопление, они замерзали в холодных помещениях, не имея за что купить краски и кисти. Да, это были очень трудные времена для всех художников. Но вот аляповатые коммерческие выставки платных салонов постепенно уступили место вернисажам профессионалов из реорганизованного Союза художников. После глубокого отчаяния живописцы как-то воспрянули, будто наперекор судьбе, работая еще с большим упорством, чем прежде, безусловно веря в свою неординарность. Киевский художественный институт (теперь он небезосновательно переименован в Академию художеств) давал прекрасное образование и высокие критерии, которые особенно в последнее пятилетие отчетливо проявились в выставках «сорокалетних» художников.
Трудно объяснить, чем это вызвано, но в один весенний день — 18 мая — состоялось открытие сразу пяти вернисажей киевских художников. Естественно, побывать на всех не удалось. Внимание привлекла выставка «трех богатырей», как их называют коллеги, — Анатолия Марчука, Ивана Пилипенко и Виталия Мовчана. Все трое с каких-то пор объединились, но в своем творчестве каждый подчеркивает, что они очень разные. Пишут художники в различных манерах, но объединяет их приверженность к современным тенденциям. Тяжение к свободному самовыражению раскрылось в них с юных начал, и это стремление явилось одной из важнейших причин человеческой дружбы. Дружба дружбой, но их сообщность имеет и нравственную подоснову — все они родились в Украине, разумеется, душой болеют за ее судьбу, за ее искусство. Они мечтают прославить ее и уже многого добились на этом пути. Художники были участниками всесоюзных, украинских и зарубежных выставок, их произведения имеются в музеях Украины и частных коллекциях Японии, Франции, Германии, США, Великобритании, Польши, Норвегии, Дании. Об этом стоит сказать лишь для того, чтобы дать хотя бы поверхностное представление о достоинствах их творчества. Попытаться разговаривать с талантливой личностью об истоках творчества — дело бесполезное. Художнику сразу становится буквально плохо, он начинает слоняться по углам, тоскливо оглядываться, выискивая причину быстренько закончить разговор. Действительно, можно ли разглагольствовать о том, что таится в душе, о том, что является источником света, который потом превращается в картины? Это, наверное, надо понять самому. Я когда-то увидел картину, навсегда запечатлевшуюся в моей памяти. Она изображала угол и две стены небольшого дома, но главным в ней был лунный свет. Это был живой свет, изменявшийся в зависимости от материи, отражавшей его. Значительны представленные работы Ивана Пилипенко и Виталия Мовчана, но мне ближе живопись Анатолия Марчука, целью которой есть живой свет материи и живой свет, существующий в человеке с самого детства.
На выставке собралось множество публики, настроение у всех было приподнятое. Представители Союза художников Украины благодарили «именинников» за их творчество и Главное управление культуры столицы за помощь, оказанную в организации вернисажа. Его руководитель Александр Быструшкин, в частности, сказал, что настоящее искусство бесценно для Украины, для людей, что наша страна — не отвлеченно, не абстрактно, а реально и конкретно богата талантами, от юных дарований до больших мастеров. Мы можем гордиться, продолжал он, художниками, представленными сегодня на выставке.
Как бы в подтверждение его слов, после окончания торжественной части, в публике можно было заметить несколько иностранных граждан с переводчиками, которые договаривались с художниками о встречах...
Действительно, как сказал один из присутствующих, художник — тогда художник, когда его картины смотрят и покупают.