Джазовые концерты в столице проходят регулярно. И уровень приглашаемых музыкантов, как правило, высок. За последнее время появилось и немало джазовых фестивалей. В какой степени предложенный «джаз-продукт» соответствует спросу? И соответствует ли качество этого продукта мировым тарифам?
В столице менее сезона работает агентство Jazz in Kiev. Но все, что оно делает, отличается завидным качеством.
В конце 2007-го Jazz in Kiev привозил в столицу трио контрабасиста Авишая Коэна (Израиль). Концерт стал событием, хотя пианист Шаи Маэстро юн чрезвычайно — ему только двадцать. Третьим играл крепкий американский барабанщик Марк Джулиана. Мастерство гостей удивило даже видавших виды знатоков.
Концептуально противоположным этому выступлению стало великолепное шоу американского поп-джазового тенор-саксофониста Эрика Мариентала. Этот артист играл у нас не впервые. Непревзойденный мастер танцевально-развлекательного джаза, прославленный саксофонист и его партнеры — клавишник Джеф Лорбер, гитарист Чак Лоеб, бас-гитарист Джимми Хаслип, барабанщик Уилл Кеннеди — покорили отточенной сыгранностью.
Впервые в истории польского фестиваля Jazz Jambory состоялась его совместная с Украиной версия. Этот форум скоро отметит пятидесятилетие. Нет мирового джаз-лидера, который не поднимался бы на сцены польских концертных залов за эти годы. И вот польская дирекция пригласила в Варшаву наших музыкантов: вокалистку Ольгу Войченко с командой гитариста Сергея Капелюшко, квартет пианиста Владимира Соляника, группу Натальи Лебедевой Night Groove (солистка-вокалистка Юлия Рома), крымского этноджазового гитариста Энвера Измайлова и его дочь певицу Ление, вокальный секстет ManSound.
В ответном киевском концерте поляки показали супернапористую фьюжн-группу Kolors Кшиштофа Сцераньского и трио лиричного гитариста Януша Стробеля.
Известный киевский бас-гитарист Аркадий Овруцкий на протяжении нескольких сезонов представляет в Украине коллег из США, России, Польши. Недавнее выступление обладателей Grammy семидесятилетних саксофониста Джо Форда и пианиста Лэри Уиллиса, в ансамбле с которыми играли молодой креативный барабанщик Джереми Клемонс и сам Овруцкий, выделялось отличным исполнительским уровнем артистов. Овруцкий, кстати, первым в Украине затеял мастер-классы западных музыкантов для нашей джазовой молодежи. Не все в его громко названной Международной джазовой академии идеально. Однако дорогу осилит идущий. Нам бы посмотреть, чему и как обучают студентов-глиэровцев…
Тем временем в киевском клубе «Арена» Алексей Коган под патронатом Владимира Филиппова провел многочисленные концерты джазменов разного уровня. Цикл закончен. Но он вывел на сцену способную нашу молодежь и многочисленных гостей. Концерты отличались культурой, дружеской атмосферой, они внесли определенный вклад в развитие джазового дела и в расширение круга любителей этого жанра в столице.
Организатор Николай Выговский и агентство Jazz In City еще прошлой весной представили в Харькове и Киеве отличного шведского гитариста Андреаса Оберга, а теперь большую программу шведов «Звезды мирового джаза». Но несколько отошел в тень (надеюсь, временно) громко заявивший о себе цикл «Звезды мирового джаза в гостях у Радио-Бэнда» киевского оркестра п/у Александра Фокина. Но надежды не теряем.
В марте состоялся уже седьмой фестиваль «Єдність». Это малобюджетный форум, отсюда и скромность его возможностей. Но и он свершает нужное дело. Нынче, например, на сцене Оперетты выступили такие «зубры», как Хендрик Меркенс (губная гармонь) и Миша Цыганов (фортепиано).
Одновременно в Харькове проходил ІІ фестиваль ZaJazz Fest, хедлайнерами которого стали
70-летний американский контрабасист Рон Картер и сверхсложный по мышлению и современной манере игры 80-летний французский пианист Марсиаль Солаль.
Безусловно, уровень фестивалей напрямую зависит от бюджета. Здесь наиболее «богатенькие буратины» — Do#Dj и «Коктебель-джаз». Остальные — «Одесский карнавал», львовский Jazz Bez, черновицкий, днепропетровский, винницкий, черкасский, кременчуцкий, бердянский, запорожский, житомирский, ужгородский и другие форумы — поскромнее. Нередко их организаторы не слишком корпят над вопросом «кого пригласить?». И в программах стоят либо украинские участники, отобранные по принципу «здрастуй, куме!», либо иноземные коллективы, работающие на задворках музыкального бизнеса. Зато в буклетах организаторы к именам участников добавляют «США», «Бразилия». Хотя на самом деле эти музыканты завсегдатаи провинциальных европейских кабачков (что по ходу выясняется, судя по их уровню).
Отмечу недавний совместный проект американского джазового гитариста, неоднократного номинанта Grammy Майка Стерна и норвежской группы Яна Гуннара Хоффа.
Музыканты приезжали к нам во второй раз, год назад уже показав созданную «под Стерна» посвященную чернобыльской трагедии сюиту Magma пианиста и композитора Хоффа. После записи одноименного альбома повторное включение нашего города в международный тур стало естественным. Все билеты распроданы не были (организатор — киевский пианист Владимир Соляник). Но пришедшие сполна насладились продуманностью композиций (артисты играли номера-треки без малейшего перерыва, одним потоком, словно большой симфонический опус). Зал замирал, отлично чувствуя окончание одной пьесы и начало следующей, оживлялся на кульминациях, поддерживал прекрасные соло. Образы северной природы, неторопливость
и естественность повествования, широкое дыхание, динамика развития радовали и увлекали.
Эта музыка — пример современного умеренного европейского джазового мейнстрима. Здесь многому можно поучиться. В частности, тому, что лидерство (я о Стерне) — не повод «выпячивания»…
К сожалению, организаторы рассчитывали на чудо и дорогой звуковой аппаратуры арендовать не стали. Несмотря на «технику», с которой пришлось работать норвежскому звукорежиссеру Тору Ивару Лунду, он все же справился с трудностями, быстро сориентировавшись в особенностях акустики дворца «Украина».
Буквально на днях ту же «Украину» растревожил еще один лидер — американский супергитарист, обладатель нескольких Grammy Ал Ди Меола. Его приезд имел скандальный оттенок. Во-первых, концерт сместили в сроках. Во-вторых, вместо заявленных в качестве партнера Национального симфонического оркестра, затем замененного в афишах на камерный оркестр «Киевская камерата» и солиста-бандуриста Романа Гринькива, выступление прошло строго в составе квартета Ди Меолы.
А предварительно напечатанные пригласительные с упоминанием Гринькива и симфонического оркестра (чтобы добро не пропало) все-таки пошли в ход. Перед концертом американец сделал реверанс в сторону мастерства нашего бандуриста, с которым выступал. Правда, и гитарист,
и его продюсер отметили недостатки Гринькива как организатора, что и вынудило их обратиться в агентство «Премиум Саунд».
Балкон, как и на Стерне, пришлось закрыть. Музыка заморских гостей оказалась полным контрастом норвежскому проекту. Блестящая карьера Ди Меолы, партнера и друга многих великих — от Чика Кориа до Астора Пьяццоллы, началась в двадцать лет, когда он, выходец из семьи американских итальянцев, в одночасье начал работать со звездами. Весьма заметным явлением начала 80-х стало гитарное супертрио в составе нашего героя, Джона МакЛафлина и Пако де Лусии. И сегодня 55-летний мэтр — один из ярчайших представителей фьюжна. Как правило, он опирается на латиноамериканскую народную основу, чем подкупает слушателей. С американцем приехали еще трое музыкантов, прокатывающих проект Al Di Meola World Sinfonia по свету. Это прекрасная авторская музыка Ала и композиции Астора Пьяццоллы. Исполнение музыки аргентинца демонстрировало интерпретаторскую индивидуальность и лидера, и партнеров. Скромно держался «в тени» второй гитарист Пео Альфонси. Прекрасно звучал импровизирующий на кнопочном аккордеоне (у нас он называется баяном) Фаусто Беккалосси. Привлекла публику фигура и манера перкуссиониста Гамби Ортиса, игравшего на сajon (кайоне, или кахоне, белом деревянном «ящике», на котором сидел верхом) и дарбуке (небольшом расширяющемся кверху барабанчике). И даже антураж затемненной сцены работал на звезду. Концерт состоял из двух коротких отделений, после которых в фойе дворца прошли фото- и автограф-сессии с поклонниками.
Хочу отметить и киевские концерты в рамках пректа Jazz Kolо бас-гитариста Игоря Закуса, цель которого — исполнение авторской музыки, основанной на народных истоках. Проект предоставляет сцену Украинского дома лучшим украинским джазменам. Идея благородная, но насколько она реально воплощается?
Сложность заключается не в отсутствии талантов. С этим как раз все в порядке. А в... бесконечных «бегах» наших артистов по клубам, урокам, корпоративам. В результате отличить серьезный концерт от повседневной рутинной «халтуры» некоторым становится все труднее.
Джазовых концертов много. Но в основном приезжают артисты, звезда которых тихо ушла за горизонт. А хотелось бы знакомиться и с восходящими профессионалами, и с теми, кто в «зените». Для этого необходим ряд условий. Например, подходящий по акустике концертный зал, а такого в столице пока нет. Необходимо наличие нормальной современной аппаратуры, как концертной, так и записывающей.
И еще продюсерская культура. Однако искусство — продукт экономической стабильности.
А в стране ни крепкой государственной поддержки, ни закона о меценатстве нет и в помине.