UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЕСЕННЕЕ ПРОТИВОЯДИЕ

Некоторые вещи в искусстве очень трудно объяснить. Почему, например, дюжина украинских карикатури...

Автор: Олег Смаль
А.Забой. «Двенадцать апостолов»

Некоторые вещи в искусстве очень трудно объяснить. Почему, например, дюжина украинских карикатуристов завоевала больше призов на международных конкурсах, чем тысячи выпускников факультетов карикатуры в Южной Корее вместе взятые? Естественно, можно отметить, что веселый рисунок — жанр специфический, никакими лекциями и академическими упражнениями ироничному взгляду не научишь. Но все равно что-то в этой логике не сходится. Что так переколошматило мозги художников-юмористов Украины, что за 12 лет независимости они стали лауреатами более шестисот наград — мировой рекорд!

В.Радько. «Портрет»

Почему пальма первенства не у французов или американцев, китайцев или немцев, не у россиян, наконец? Загадка! Член представительной российской команды карикатуристов, прибывшей на встречу с украинскими коллегами в Киев, известный еще с советских времен художник Сергей Тюнин сказал, что он искренне завидует киевлянам. Ведь в Москве в апрельские дни открылось всего две выставки, а в Киеве их целый калейдоскоп — почти десяток, да еще и в сочетании с международным семинаром, организованным Владимиром Казаневским и благотворительной организацией «Митець» при содействии фонда «Відродження». Фестиваль современной карикатуры, продолжающийся в нашей столице, — плод творческой энергии и материальных ресурсов известного архитектора и председателя киевского клуба карикатуристов «Архігум» Виктора Кудина.

Вызывает уважение поддержка этого арт-фестиваля корпорацией Dio, которая гостеприимно предоставила свои площади для целых трех выставок Анатолия Казанского и Сергея Боборыкина — талантливых художников, которые так рано оставили этот мир, но их работы продолжают излучать дух доброго изысканного юмора, и молодого талантливого и трудолюбивого карикатуриста Игоря Лукьянченко.

«Арт-кафе-44» оккупировал своими графическими работами известный музыкальный критик и продюсер Александр Евтушенко. Традиционно, уже более 20 лет, предоставляет свои залы для членов клуба «Архігум» Союз архитекторов Украины. Этой весной старожилы немного потеснились, чтобы предоставить свои стены выставке «Свобода слова».

Естественно, российские зубры веселого рисунка не могли прибыть в Киев с пустыми руками. Галерея «Дім Миколи» открыла экспозицию российской карикатуры. Как не посмеяться над сюжетами, выходящими из-под пера Виктора Богорада, Николая Воронцова, Сергея Тюнина. А до чего же органично выглядел во время проведения семинара художников на фоне эмблемы Союза журналистов Украины всероссийский телепсихиатр Андрей Бильжо, автор знаменитого карикатурного персонажа Петровича, которого даже выдвигали на соискание Государственной премии Российской Федерации.

Действительно, что лучше карикатуры может спасти нас от каждодневной интоксикации всеми ужасами мира!? Хотя художественная жизнь Киева обычно не ограничивается событиями, связанными юмористическим фестивалем. Но повеселиться можно на акциях, которые не ставили однозначной целью творчества смех.

Традиционно высокая активность Французского культурного центра и посольства Франции в пропаганде новейшего искусства этой весной приобрела особый размах в рамках фестиваля «Французская весна в Украине». Даже Майдан Незалежности и стены консерватории стали сценой для лазерного шоу Made in France. После некоторой творческой паузы Центр современного искусства при НАУКМА снова заполнил свои залы потешным авангардом. Жаль только, что новейшее, которое по своей идеологии обязано быть не похожим ни на что созданное ранее, кажется, уже абсолютно безнадежно погрузилось в догматический, почти эквивалентный советскому социалистическому реализму государственный стандарт. Можете спорить, заключать пари перед входом в галереи, и если поставите на присутствие больших фото на стенах, огромных видеомониторов, случайных вещей, разбросанных на полу, и жестянок («кемпбел суп» стучится в сердца художников!), то непременно выиграете. Так и на выставке с интригующим названием «Где женщины?» диссонансом были только картины Франсуазы Петрович (не путать с карикатурным персонажем Андрея Бильжо) — пара больших довольно удачных графических работ «Автострада», «Кольцевая дорога». Если посетите эту выставку — настроение не испортите, пройдете мимо — немного потеряете.

Чуть ли не полк охраны в мундирах и гражданском, окруживший здание Национальной оперы, напомнил, что там происходит церемония торжественного открытия Года Польши в Украине. Совместный украинско-польский проект, разместившийся в залах Союза художников Украины, привлек внимание своим названием — «Эпоха романтизма». Я искренне обрадовался, что наши ценители искусства смогут ознакомиться с этим чрезвычайно интересным пластом культуры XIX века, который на нашей территории малоизвестен и безжалостно разрушен — после очередного польского восстания российский император приказал уничтожить в своих коллекциях холсты, созданные самыми выдающими польскими художниками. Но оказалось, что организаторы выставки считают романтизм символом сегодняшнего дня, под этой афишей презентовали современных художников. Очень хорошо, но моя ошибка несколько испортила впечатление от выставки.

Работы Владимира Радько, экспонируемые в «Галерее, 36», тоже не из эпохи романтизма XIX века — они современны. Но шарм ушедших столетий в них, несомненно, присутствует. И в технике живописи, и в гармоничном сочетании цветов, и в сюжетной сродненности со счастливой для художников босхо-брейгелевской эпохой и даже в тонком слое прозрачного лака, защищающего живопись. Приятно отметить, что последние работы автора светлее и оптимистичнее, чем большой холст 1994-го, в котором доминирует тревога и патология.

Радует, что галерея L-арт усиливает свое присутствие на Андреевском спуске — недавно она открыла новый зал. Очень хорошо, что экспонируются в ней работы очень умелых мастеров Петра Столяренко и Виктора Ефименко, художников самостоятельных, не похожих по манере живописи, но объединенных тем уровнем мастерства, который позволяет слово Художник писать с большой буквы. А вот работы Ярослава Присяжнюка под общим названием «Апокриф» и также выставленные в галерее L-арт (расположенной у подножия Андреевского), — нечто абсолютно иное. Представьте себе этакого ребеночка, который натянул на большой подрамник настоящий грунтованный холст и неигрушечными кистями и масляными красками написал то, что обычно пятилетки рисуют акварельками или цветными карандашами на маленьких листочках. «Мама, посмотри, что я натворил!» — «Ой, как красиво, какой ты талантливый, сыночек. Нужно тебя отдать в художественную школу!» Особой философии в работах Ярослава Присяжнюка я не нашел, но они яркие и искренние.

Очень редко разочаровывает украинская скульптура, я имею в виду не то, что делается по госзаказу и в соответствии со вкусами наших «державотворцев», а работы, создаваемые художниками для людей и для своей души.

В выставке Александра Сухолита «Бронза» гармонично сочетаются и графика, и скульптура. Экспозиция чем-то напоминает зал какого-то солидного музея доантичного искусства. Этакая крито-микенщина — всего шаг до вершин греческой культуры. Художник может сделать этот шаг, но ему нравится творить в том полупервобытном мире.

В галерее «Художник» еще один приятный сюрприз — снова бронза — скульптора Алисы Забой. Религиозные, мифологические мотивы, но трактовка не традиционно-каноническая. Исторические влияния можно увидеть — и экстаз святых костельной скульптуры, и кубистические влияния истоков XX века, и что-то совершенно древнее из далеких-далеких тысячелетий. Автор уважает зрителя — под каждой скульптурой, будь то рыба, орел, агнец или ангел — историческая справка о происхождении этих символов.

Весна. О ней напомнил в галерее «Акварель» Николай Кононенко своей выставкой «Засупоевские мотивы». Обыкновенная природа. У нас такая по всей Украине. Но до чего же родное и красивое. Нужно просто уметь видеть.