UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЕСЕЛЫЙ ГРУСТНЫЙ КЛОУН

Клоун может быть веселим, а может быть и грустным. Его улыбка и слезы нарисованы, и нам не дано узнать - что скрыто под гримом...

Автор: Катерина Цалик

Клоун может быть веселим, а может быть и грустным. Его улыбка и слезы нарисованы, и нам не дано узнать - что скрыто под гримом. Это тайна клоуна. Но есть художник Ольга Петрова, и есть ее выставка «Я - клоун». Это возможность соприкоснуться со взглядом на себя глазами Арлекина.

Преломление действительности в игре «Я - не Я» - давняя культурная традиция. От масок античных мимов, через бурные шествия ренессансных карнавалов до манерной театральности рококо ХVIII века и трогательных комедиантов Ватто эта традиция, преображаясь, перешла в XX век, рождая новые и столь близкие нам образы: печальный Пьеро раннего Вертинского, грустный клоун Чаплина, задумчивые циркачи Пикассо, блистательная клоунада Феллини... Самоирония клоуна помогает превращать слезы в смех.

В наши дни есть художник, умеющий сказать многое через лаконизм клоунской маски. Серия полотен Ольги Петровой «Я - клоун» экспонируется 19-25 декабря в галерее «Ирэна» (ул.Артема, 35). Композиции писались в разные годы - первая из них создана в 1968 году, последняя завершена неделю назад. К теме клоуна художник возвращается постоянно, особенно когда жизнь выходит на крутой вираж.

Ольга Петрова известна как живописец, график, искусствовед, ученый, общественный деятель. В 70-е годы в ее декорациях Киевский театр оперы и балета поставил «Щелкунчик». Декорации имели успех во время гастролей спектакля в Японии, Франции, Германии.

В годы юности, оказавшись в кругу людей, близких к С.Параджанову, Ольга Петрова вобрала атмосферу каждодневной театрализованной игры. Незабываемыми остались знаменитые домашние «хеппенинги» Сергея Иосифовича: вечера с розыгрышами, переодеваниями, сменой масок.

В «театре Параджанова», в котором столь счастливо оказалась молодая художница, самые парадоксальные идеи оживали в форме игры, шутки, карнавального смеха. Понятно, почему еще в юности театр стал частью существа Ольги Петровой.

В доме Параджанова не только шутили, но учились мужеству, гражданской принципиальности - не случайно старшими друзьями О.Петровой стали И.Дзюба, И.Миколайчук, С.Шахбазян, М.Грицюк и другие шестидесятники.

Именно тогда Ольгой Петровой был создан «Автопортрет с клоуном». Лицо женщины аскетично. Нога Арлекина в кроваво-красном трико продета сквозь ребра раскрытой грудной клетки художника, вызывая у зрителя почти физическое ощущение боли.

Этот автопортрет - метафора судьбы поколения, знавшего допросы в КГБ, ложные обвинения, изгнания из творческих союзов, из страны, а порой и физическое уничтожение, как в случае с Аллой Горской.

До поры театрализованность искусства О.Петровой оставалась скрытой от внимания публики. Художника знали как иллюстратора Данте, Сервантеса, как автора живописного цикла на библейские и евангельские сюжеты.

Настало время раскрыться теме клоунов, теме театра. Работы выставки невелики по размерам. Они соразмерны грудной клетке человека. Своеобразное явление, соотносимое с жизнью автора. Их не понять с точки зрения логики. Как впрочем, нельзя понять и логику человеческой жизни вообще, что дано лишь Создателю.

По признанию художника, образ клоуна возвращается к ней в драматические периоды жизни.

Что это? Улыбка в моменты испытаний? Или соскальзывание в плоскость игры, где внутренняя боль ложится гримом на лицо? А может быть, освобождение от драмы - поиск внутреннего покоя?

Человек доброжелательный, открытый к людям, Ольга Петрова надеется, что эта выставка подскажет еще один выход из душевного пике.

Трагедия всегда внезапна, как остановка в пути, лишающая равновесия. И тогда рядом появляется клоун. «Не грусти...» - говорит он, и хочется верить этой призрачной надежде.

Но как ни посмотреть, тема выставки - «Я - клоун» - все-таки трагична. Печальные клоуны Ольги Петровой 60-х, 70-х, 90-х годов «встретились» на ней впервые. По крайней мере, для зрителей.

Однако вспомним о вечной двойственности клоуна: сейчас он плачет, через минуту - рассмеется. Он как сама жизнь с ее неуловимостью. В этом, возможно, ускользающая магия хрупкой фигурки Арлекина в руках женщины.

В работах «Автопортрет с клоуном», «Клоун с птичкой», «Золотая маска», «Вася Кузнецов» сошлись два полюса, два взгляда на жизнь. Ведь и грустный клоун, пряча улыбку, и веселый, утаивая слезы, празднуют жизнь. И за всем этим - художник, не утративший светлый взгляд на мир.