UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЕРДИКТ ЖЮРИ ОБСУЖДЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ

Только что завершившийся юбилейный десятый «Кинотавр» принципиально отличался от предыдущих девяти...

Автор: Светлана Короткова

Только что завершившийся юбилейный десятый «Кинотавр» принципиально отличался от предыдущих девяти. И не потому даже, что его приоритетом на этот раз было не кино, несмотря на обширные конкурсные и внеконкурсные программы, а заполонившая его эстрада, - изменился сам дух фестиваля. Исчезла камерность общения кинематографистов, которым сегодня не часто предоставляется возможность собраться вместе для неторопливых бесед. Свет звезд кинонебосклона перекрыло свечение попсовых звезд, количество которых значительно превышало кинематографический клан. Публика, приобретшая недешевые путевки и аккредитации на кинофестиваль, в основном, слушала бесконечные концерты, а не смотрела фильмы.

На этом фестивале попрощался с ним идеолог и бессменный генеральный продюсер «Кинотавра» Марк Рудинштейн. В интервью, опубликованном в одноименной газете, традиционно выходящей на фестивале, он сказал: «Я ухожу, потому что устал. Устал от общения с людьми, ради которых все это делается. Кроме того, есть личная планка, и больше ничего я дать фестивалю не могу. Я сделал главное - запустил машину, которая, может, и будет работать без меня. Уже пора вернуться к своей основной профессии - продюсированию. У меня и «Кинотавра» в планах пакет из нескольких картин. Сегодня мне кажется это более важным и интересным занятием. Надо наконец вплотную заняться реконструкцией кинотеатра «Мир». Сделать из него настоящий фестивальный центр. Вот такие обширные планы. У меня сейчас сильные партнеры - Международный институт корпораций (МИК), поэтому, даст Бог, я все это успею сделать. Кстати, я и сам являюсь исполнительным директором МИКа. На мне - интеллектуальная сторона проектов, связанных с кино. Я всего лишь снимаю с себя полномочия генерального продюсера фестиваля «Кинотавр». Как я могу бросить то, чему посвятил лучшие десять лет своей жизни! Кроме того, я продолжаю оставаться совладельцем торговой марки. Все эти разговоры о смене хозяина сильно преувеличены. С МИКом мы партнеры, и я имею такой же голос, как Олег Янковский - президент фестиваля, и ректор института Григорий Коваленко. Я буду внимательно наблюдать за происходящим и, если потребуется, - помогу».

То же Марк Григорьевич повторил на пресс-конференции, лейтмотивом которой тоже была усталость и некоторая неудовлетворенность от происходящего на кинофоруме, который, по его словам, напоминает больше «Славянский базар», который сам по себе не плох, но к кино имеет весьма косвенное отношение. Но он верит в потенциал вновь пришедшей команды, в ее интерес именно к кино и в современный подход к коммерциализации фестиваля. Что ж, дай-то Бог! В ближайших номерах мы вернемся к разговору о фестивальных коллизиях и подробно поговорим о программах, а пока - о его итогах.

На торжественном закрытии, состоявшемся 14 июня в Зимнем театре, присутствовали высокие гости - вице-премьер России Валентина Матвиенко и представители коалиции «Правое дело» - Ирина Хакамада, Борис Немцов и Эдуард Россель. Оформление сцены впечатляло россыпями лазерных эффектов и основательной сценографией, заявленной еще на открытии. Рьяные споры остались за кадром и началось оглашение окончательного вердикта.

Гильдия критиков отметила дипломами «Молох» (А.Сокурова) - об этой работе мы поговорим отдельно, и «Частные хроники. Монолог» (В.Манского). Это заключительный фильм большого проекта по созданию киноархива домашних киносъемок, в который вошло более 5000 часов киноматериалов. Рассказ о жизни поколения 60-х сопровождается закадровым текстом в исполнении Александра Цекало. А главный свой приз критики отдали «Блокпосту» (А.Рогожкина). Фильм о современной войне, о том, что человек не может существовать в состоянии постоянного стресса, поэтому даже в экстремальных условиях налаживает свой быт, шутит, любит и… теряет все. Эта картина удостоилась также специального упоминания жюри ФИПРЕССИ и Главного приза Открытого российского фестиваля - Золотая роза. Изящный приз выполнен современным петербургским Фаберже господином Анановым из драгоценного металла, полудрагоценных камней и бриллиантов. Начиная с этого года «Роза» будет вершиной призовой кинотаврской иерархии, стоящей над Гран-при.

Эта кажущаяся тавтология - Главный приз-Гран-при - породила неожиданный фестивальный скандал. Александр Сокуров, чей «Монолог» высокое жюри ОРФ под председательством Армена Медведева удостоило Гран-при, устами генерального продюсера картины Виктора Сергеева (он же - директор «Ленфильма») отказался от высокой награды с мотивировкой, что решение жюри политическое, а не художественное. Это вызвало замешательство в зале и несколько затянувшуюся паузу в речи награждающего - члена жюри Олега Табакова. Что ж, жюри принимает решение, а право на демарш остается за создателем картины.

Гостем «Кинотавра» был известный английский актер Роберт Пауэл, которому был вручен приз оргкомитета за вклад в мировое киноискусство. «Россия молодая» в лице господина Немцова отметила специальным призом режиссерский дебют Рауфа Кубатова «Белый танец» - мелодраму, очередную сказку о Золушке, с использованием всех жанровых штампов.

Много волнений среди фестивальной команды и зрителей вызвало ожидание показа нашумевшего «Сибирского цирюльника» Никиты Михалкова. В каталоге фильм был заявлен в конкурсной программе, Никита Сергеевич категорично через прессу опроверг эту заявку, и под вопросом был даже информационный показ. Однако он состоялся, вызвал шквал оваций и картина получила Приз зрительских симпатий. Правда сам автор не почтил своим присутствием фестиваль, и награду принял соавтор сценария Рустам Ибрагимбеков.

Престижный приз ФИПРЕССИ получила польская картина «Ничего» (Дорота Кенджежавская) - современная социальная драма, где решаются извечные вопросы любви на фоне убогого быта. Жюри Международного фестиваля во главе с Кшиштофом Занусси тоже отметило эту работу специальным призом.

Дипломом отмечена очень интересная работа нидерландских кинематографистов «Сибирь» (Роберт Ян Вестрейк) - история двух удачливых дон-жуанов, легкая жизнь которых прервалась после встречи с русской авантюристкой. Лучшей исполнительницей главной женской роли признана тринадцатилетняя актриса из Норвегии Теа Софье Рустен за роль Марии в фильме «Только облака закрывают небо». Приз за лучшую мужскую роль поделили Андреас Шмидт (Германия), «Плюс-минус ноль» и Эмиль Дюри - фильм «Китайскпя защита» (Венгрия-Германия). Драма взаимоотношений дочери-подростка и вечно занятой мамы из фильма «Рози» (Бельгия-Франция) удостоена Гран-при Международного конкурса.

В конкурсе «Дебют» за первые шаги в профессии специальным призом награжден Петр Точилин за картину «Употребить до…» - достаточно спорная попытка создания нового немого кино. Дебютная работа из проекта «Русский декамерон» «Тесты для настоящих мужчин» (Андрей Розенков).

Приза Бориса Ельцина за выдающийся вклад в российское кино были удостоены - Лев Кулиджанов, Марлен Хуциев и Георгий Данелия. К сожалению, последний покинул «Кинотавр» на самом его старте, т.к. приступил к съемкам нового фильма с условным пока названием «Лунная дорожка» (в главной роли - Вахтанг Кикабидзе).

Приз Президентского совета «Кинотавра» вручен Станиславу Говорухину («Ворошиловский стрелок») и Валерию Приемыхову («Кто, если не мы»).

Лучшей музыкой была признана работа Эдуарда Артемьева («Мама»), получившая приз Таривердиева. Россыпь наград наблюдалась в номинациях «лучшие роли». Лучшим был признан актерский ансамбль из картины «Мама» (режиссер Денис Евстигнеев), бриллиантовую брошь «Тиффани» получила молодая актриса Елена Руфанова за роль Евы Браун («Молох»). Приз за лучшую мужскую роль разделили замечательно органичный Владимир Ильин («Хочу в тюрьму» Аллы Суриковой) и Михаил Ульянов («Ворошиловский стрелок»).

Каждый воспринимает кино в меру своих эмоций, знаний и гуманитарных потребностей. Ни критики, ни актеры и режиссеры - члены жюри не лишены собственных пристрастий, которые выражены в подписанных ими протоколах. Не оспаривая их решения, - это не принято, даже неприлично, но как участник фестиваля и автор статьи я оставляю за собой право на субъективное восприятие конкурсных и внеконкурсных программ, достойных подробного разбора.