UA / RU
Поддержать ZN.ua

Венская опера, ukrainian soprano

Ученица Евгении Мирошниченко исполнила в Австрии "Русалку"

Автор: Ольга Кизлова

Украинская певица Ольга Бессмертная (сопрано) сегодня делает блестящую карьеру на Западе. Буквально недавно - 4 сентября (второй день нового сезона Венской оперы) - она вышла на прославленную европейскую сцену в премьере "Русалки" А.Дворжака. И снискала восторженные отклики музыкальных ценителей. Ольга - ученица Евгении Мирошниченко. Когда знаменитая украинская оперная дива ушла из жизни, Бессмертная (вместе с некоторыми своими коллегами) стала педагогом для "осиротевших" учениц Евгении Семеновны. Однако предполагавшаяся педагогическая стезя Бессмертной сменилась на европейские оперные подмостки. И сегодня в ее репертуаре на австрийской сцене - "Волшебная флейта", "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Так поступают все", "Электра", "Парсифаль", "Гибель Богов", "Фауст", "Евгений Онегин". То есть Моцарт, Вагнер, Леонкавалло, Чайковский, а теперь и Дворжак. Певица признается, что есть приглашения и на другие европейские сцены, во всяком случае, ее творческий график "верстается" до 2018-го. Например, на следующий год намечен дебют Бессмертной на Зальцбургском фестивале, в Deutsche Oper Berlin…

- Ольга, несколько слов о премьере "Русалки" в Венской опере. Насколько сложным или, возможно, наоборот, легким был для вас этот спектакль?

- Это был мой дебют в этой партии. Сказать, что волновалась, - ничего не сказать. Времени у меня было два репетиционных дня, один из которых был без партнеров, и репетиции проходили без оркестра. Сезон начался со стресса. Но благодаря моим коллегам, особенно Петру Бечале, замечательному польскому лирическому тенору, удалось то, чего я даже не представляла. В этот день была прямая трансляция по интернету, что добавляло волнения: права на ошибку у меня не было. Так что, слава Богу, мой дебют прошел успешно. Впрочем, я самокритична и знаю, что могла бы лучше. Опера "Русалка" - красивейшая, работалось над партией легко, она "ложится" на мой голос.

- Вы дважды побеждали на конкурсах - и именно в Германии. Чем немецкая школа отличается от украинской?

- Победы на немецких конкурсах принесли опыт. Впервые выиграла конкурс "Дебют" в 2008 году, когда была уже беременна доченькой. Для меня это было открытие себя как певицы. Много уроков вынесла тогда для себя в плане поведения на сцене, умения петь с оркестром, ощущения публики.

Конечно, немецкая школа отличается от украинской. Это два разных полюса. Сейчас много пою немецкой музыки здесь, в Вене: Штраус, Вагнер, Моцарт. К сожалению, во времена моей учебы в Киеве нам мало говорили о стилях и особенностях исполнения немецкой классики. Этому научилась, уже будучи в Германии, Австрии.

В 2011-м я получила первую премию на конкурсе "Новые голоса" в Гютерсло, Германия. Это была вторая победа на немецком конкурсе. Все было как сон наяву! Конкурсные испытания шли пять насыщенных дней: первый тур с роялем, второй и третий - с оркестром. Репетиции за репетициями очень выматывали, и я совсем не думала о том, что мне нужно хорошо спеть, чтобы меня заметили, лишь думала - быстрее бы все это закончилось и домой, к семье, на работу.

Когда объявляли результаты, я все ждала, что меня объявят в начале, и я спокойно пойду отдыхать, но называли почему-то имена других певцов. Потом неназванных осталось трое - бас, тенор и я - и меня начало немного трясти. А когда я осталась стоять за кулисами одна - расплакалась. Было трудно поверить, что приз отдают мне, никому не известной певице из Украины, которая приехала попробовать себя просто потому, что надо куда-то двигаться дальше. После конкурса сразу получила приглашение от директора Венской оперы на два сезона. Вопрос не решился, я просила дать мне время подумать, ведь я преподавала в нашей консерватории, у меня семья, ребенок и было нелегко принять решение. Но, слава Богу, что все сложилось так, а не иначе, и я сегодня здесь, в любимом театре, занимаюсь любимым делом!

- Вы - ученица легендарной Мирошниченко. Какую роль эта великая певица сыграла в вашей судьбе?

- Евгения Семеновна мне очень дорога, ее мне безумно не хватает. Иногда хочется прийти в ее класс, чтобы она послушала меня… Каждый раз, выходя на сцену, я обязательно молюсь и все время помню ее наставления. Она мне дала самое драгоценное - вокальную школу! Ту подготовку, которую, смело могу сказать, ни один педагог Киевской консерватории дать не мог. Она прививала комплекс навыков, которым пользуюсь по сей день, не прибегая к консультациям других педагогов или опытных вокальных концертмейстеров.

Помню, как мы пришли в класс к Евгении Семеновне прослушиваться с руководителем народного коллектива "Детская опера" Натальей Нехотяевой (я была в нем солисткой). И потом, когда я стала ученицей Мирошниченко, первое, что она мне сказала: "Деточка, ты научишься петь только тогда, когда будешь сидеть в моем классе с девяти утра до девяти вечера и всех слушать!" И представьте, что для меня это было единственно правильным на тот момент указателем к ее вокальным премудростям и непростой школе. Очень ценю, что именно она была и есть моим педагогом.

Учителями и "моими" дирижерами считаю также Франца Вельзер-Мёста, Бертрана де Бийи, Кристиана Тилеманна, Адама Фишера, Паоло Кариньяни и молодого Корнелиуса Майстера, с которым готовлю дебют в партии Донны Эльвиры в "Дон Жуане" Моцарта на июнь 2015 года в Вене.

- Оперный мир - всегда жесткая конкуренция. Кто из коллег наиболее "удобен" вам, приятен, с кем из них комфортно на сцене?

- Все мои партнеры приветливы, и назвать отдельно кого-то я даже не могу. Пела с Крассимирой Стояновой, Йонасом Кауфманном, Роберто Аланьей, Саймоном Кинлисайдом, Ниной Штемме, Петром Бечала. Это замечательные, талантливые люди.

- После Киева не думаете обзавестись учениками в Вене?

- Иногда обращаются за консультациями люди, которые знают, что я училась у Мирошниченко, они тоже хотят "так уметь". Но у меня очень насыщенный график. И я не могу уделять нужного времени для полного понимания учениками нашей школы. Для этого нужно буквально посвятить себя преподаванию, а о работе в театре и карьере забыть.

Хотя скучаю по преподаванию. Мне это нравится. Но думаю, лет так через …N я обязательно буду передавать нашу - "Женину школу".

- В Венской опере в разное время выступали прославленные украинские сопрано, в том числе и гениальная Соломия Крушельницкая. Насколько этот театр "ваш"? В данное время, в текущий творческий момент?

- В Венской опере нелегко, конечно, но самое главное, что работа приносит удовольствие. Выходной один - воскресенье, но в этот день может выпасть спектакль, и тогда выходного нет. Я не работала в нашем театре и не могу сказать, какие отличия есть, но скажу, что здесь ценят тех, кто любит и готов трудиться, как говорится, за себя и за того парня. Здесь обращают внимание на все: как ты одет, какие у тебя отношения с коллегами, руководством, дирижерами, режиссерами. Ситуации бывают разные: надо заменить партнера, поехать в командировку в Европу на два дня, прийти на прием с высокопоставленными лицами. Отказ значит минус в твою сторону. И это касается всего: репетиций, спектаклей. Особенно приходится следить за певческим режимом, поскольку болезни, опоздания не приветствуются.

- Расскажите о своем отношении к современной "режопере", как ее иронично величают наши певцы.

- Знаете, я как правило в восторге от современной режиссуры. Сейчас ведь другие запросы у публики. Здесь, в Австрии, публика избалована: слушатели приходят в театр с клавирами, многие знают вокальные партии досконально, поэтому погрешности сразу услышат и отреагируют на них очень бурно.

И если это происходит, то тебе еще долго придется отвоевывать сердца венской публики. Ну а уж если ты их завоюешь, то они тебя на руках носить будут!

Что касается режиссуры, то публика реагирует бурно. Могут "забукать" и "затопать" режиссера, который им не понравится.

Что касается меня, то люблю эксперименты, хотя всему есть предел, но не мне его устанавливать. Я, между прочим, мечтала и мечтаю стать режиссером. Но это, наверное, так и останется мечтой…

- Сейчас Венская опера переживает в некотором роде сложный период. Неожиданно в начале нового сезона ушел, покинув творческое руководство и даже свои спектакли, главный дирижер Франц Вельзер-Мёст. Как это скажется на работе театра, на вашей работе? Какие выходы предлагает дирекция? Что будет с намеченными премьерами "Риголетто" и "Электры"? Вы, кстати, в них заняты?

- Новость об уходе главного дирижера застала меня как раз в день моего дебюта в "Русалке". Никто не ожидал, что все будет так… Франц - профессиональный дирижер и музыкант, тут и сомнений быть не может. Он дирижировал, когда я пела свой дебют в Венской опере в 2012 году оперу П.Хиндемита "Кардиллак". Тогда мы познакомились с ним ближе, он очень многим вещам научил меня и весьма содействовал моему дальнейшему росту. В премьерных спектаклях, которыми Франц должен был дирижировать, я не занята. Хочется надеяться, что все сложится наилучшим образом.

- С учетом нынешней загрузки в Вене, часто ли бываете в Украине?

- Увы, теперь не так часто бываю на родине, как хотелось бы. Этим летом два месяца с семьей отдыхали в Одессе и Луцке. Получили заряд энергии, тепла! Рада, что побыла так долго дома, потому что когда появится новая подобная возможность, затрудняюсь ответить. Два лета подряд буду работать - контракты уже подписаны.

Из досье. Ольга Бессмертная родилась в Богуславе. В 2000 году поступила в Национальную музыкальную академию им. П.И.Чайковского на вокальный факультет в класс профессора Е.Мирошниченко. В 2003 году стала лауреатом Национального конкурса вокалистов "Новые имена Украины" в Киеве. В 2006 году получила награду в конкурсе вокалистов Н.А.Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге. В 2007 году завоевала первую премию на IX Международном фестивале "С.Рахманинов и украинская культура" в Харькове. В 2008 году выиграла Европейский вокальный конкурс "Дебют", завоевав Первую премию и Приз зрительских симпатий. В 2010 году вышла в финал Международного конкурса вокалистов в Вене. 22 октября 2011 года в Гютерсло (Германия) состоялся финал Международного конкурса оперных певцов "Новые голоса" (Neue Stimmen), в котором единогласным решением жюри она стала победительницей.