UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЕНЕЦИАНСКИЙ ЛЕВ МИГРИРУЕТ НА ВОСТОК

В этом году Венецианский кинофестиваль проходил на острове Лидо в 57-й раз. И в который раз он подтвердил репутацию одного из наиболее престижных и наименее коммерциализированных фестивалей в области киноискусства...

Автор: Оксана Приходько
В этом году Венецианский кинофестиваль проходил на острове Лидо в 57-й раз. И в который раз он подтвердил репутацию одного из наиболее престижных и наименее коммерциализированных фестивалей в области киноискусства. Активное сопротивление массовому засилью голливудской кинопродукции, которое достаточно давно и достаточно безуспешно пытаются оказать европейцы, похоже, начало приносить свои первые результаты. Правда, это стало возможным лишь после того, как в союзники европейцами были взяты азиаты.

Антиголливудская ориентация ощущалась с начала фестиваля. Зато Азия была представлена сразу шестью картинами, а из двенадцати европейских четыре были итальянскими.

Интерес к азиатскому кинематографу растет с каждым крупным международным кинофестивалем. Заслуженное признание уже получили ленты из Китая и Кореи, Индии и Японии. Теперь, судя по всему, пришел черед иранского кинематографа. Ведь главный приз Венецианского фестиваля «Золотой лев» присужден иранскому режиссеру Джафару Панахи за фильм «Круг».

Вообще кинокритики пришли к выводу, что нынешний фестиваль в Венеции претендует на то, чтобы стать своеобразным фестивалем памяти. Картина Салли Потер «Человек, который плакал» бередит в памяти ужасы Холокоста, две итальянские картины напоминают о последствиях Второй мировой войны для всей Италии, фильм «U-571» рассказывает о трагической судьбе затонувшей американской (по фильму, а в действительности — британской) подводной лодки. Продюсер этого фильма Дино де Лоренцио попросил почтить память погибших при аварии «Курска» минутой молчания.

Высокий уровень итальянских лент, представленных в конкурсной программе фестиваля, оказался для многих приятной неожиданностью. О триумфе итальянского кино пока еще говорить не приходится, тем не менее приз за лучший сценарий достался Клаудио Фаве, Монике Запелли и Марко Тулио Джордану за фильм «Сто шагов». По словам Марко, который являлся также и режиссером этого фильма, эта лента о мафии «сделана вопреки всем законам фильма о мафии». Гран-при жюри присудило Джулиану Шнабелю за фильм «До наступления ночи». Приз за лучшую мужскую роль достался испанцу Хавьеру Бардему, который сыграл в этом фильме кубинского поэта-гомосексуалиста Ринальдо Аренаса. А Кубок Вольпи за лучшую женскую роль получила Роза Бирн, сыгравшая в фильме «Богиня 1967 года».

О российском «присутствии» на фестивале западные критики практически не упоминали, зато присутствие Голливуда, хоть и несколько менее навязчивое, чем обычно, ощущалось в Венеции постоянно. Начиная с европейской премьеры «Космических ковбоев» и вручения «Золотого льва» Клину Иствуду, заканчивая ожесточенным состязанием между Шарон Стоун и Мишель Пфайфер за неофициальный титул «Принцессы Лидо». Тем не менее, он достался Кьяре Мастроянни, очаровательной и талантливой дочери Марчелло Мастроянни, и Катрин Денев. Специальный приз Мастроянни лучшему молодому актеру достался Меган Бернс, снявшейся в фильме Стивена Фрирза «Лайэм».

Оксана ПРИХОДЬКО по материалам зарубежной прессы