UA / RU
Поддержать ZN.ua

Венецианский биеннале: «за сбычу мечт!»

Украинский арт-десант разбередил художественную жизнь Венецианского биеннале-2009. Проект «Степи м...

Автор: Ольга Клингенберг

Украинский арт-десант разбередил художественную жизнь Венецианского биеннале-2009. Проект «Степи мрійників», который курировал лично боксер Владимир Кличко, увлек внимание не только арт-критиков, но и светский бомонд, представленный миллионерами и самой Наоми Кэмпбелл.

Роскошные декорации не столь уж древней, а потому все еще прекрасной Венеции каждый день наполняются новыми сюжетами. На одних и тех же ступенях у какого-нибудь канала «с видом на» сегодня целуются влюбленные, а завтра распивают свою первую граппу туристы с рюкзаками. Местные жители называют свой город салоном. Но каким! Деньги и пафос — две главные составляющие досуга. Точнее сказать, его промоушна. В таких интерьерах, кажется, должно происходить все самое прекрасное и возвышенное. Пропагандироваться искусство, например...

Венецианский биеннале-2009, проходивший в 53-й раз под лозунгом «Создавая миры», шумной и яркой толпой заполнила знакомые декорации. С 4 июня современное искусство обратило на себя пристальное внимание — 77 национальных экспозиций представили широкий и противоречивый спектр «понимания» сегодняшнего искусства. Как это традиционно здесь и бывает, моменты национальной идентификации вступали в противоречие с художественными задачами: что первично для павильона отдельно взятой страны — стереотипная этника или лицо художника, проблематика современного художественного процесса или красивое яркое высказывание о вечном — всегда вопрос. В такой же полярности работает и сам конкурс биеннале — остросоциальные мессиджи и лирические атмосферные эстетские работы, что называется (у боксеров), разные весовые категории. О категории украинского павильона под патронатом Пинчук Арт-цетра, открывшего свои двери в древнем палаццо 4-го же июня, о боксерах и... высоких каблуках ниже, и только на эмоциях.

На входе в палаццо Попадопо­ли, где во второй раз представлен официальный украинский павильон, посетители утопали в белоснежном мелком песке, из которого на Мурано выдувают знаменитое стекло. Особенно страдали дамы на каблуках (профессионалы вроде Наоми Кэмпбелл, прием по случаю открытия не в счет — она и босоножки с ракушками, кажется, подобрала специально). Как ни старомодно, но жертвовать ради искусства по-прежнему приходится. Песок разносили дальше по верхним залам, в которых звучала музыка среднеазиатских степей, мерцали сенсорные цветные огни, мерещилась девушка на роликах и жили своей жизнью два престранных механизма.

Пространство сна в проекте «Степи мечтателей», инспирированного комиссаром Петром Дорошенко, выстроили украинский герой Илья Чичкан и японский дизайнер (со своей малой командой) Михара Ясухиро. Основой концепта стала легенда о странниках, подхвативших эстафету Марко Поло, — следами знаменитого путешественника (чей дом в Венеции — хоть он и не оригинальный, так любят показывать экскурсоводы наивным туристам) через Украину до самого Японского моря идет владелец палаццо Попадополи.

Идет пять лет с братом, постигая не только красоты евразийских просторов, но и вслушиваясь во внутреннюю мелодию. Этот грустный минималистичный саундтрек на сенсорном уровне — в инсталляции. Впрочем, как и цвето-световое решение — игра матовых цветных лампочек, установленных на старинных люстрах дворца. Присутствие и движение людей, а также их количество отбивается ритмом мерцающих огней (похожий интерактив со зрителем делали два года назад мексиканцы, считывая пульс сердца).

Роскошь и богатство палаццо художники в прямом смысле отодвинули в тень. В полутемных залах Попадополи царит атмосфера барочного гиньоля в стиле итальянских хороров Ма­рио Бава. Еще немного, и за платьем с жемчужным ожерельем (один из двух экспонатов-механизмов), к которому планомерно движется кисточка с красной краской, мелькнет чья-то зловещая тень... Неуловимый тяжелый бархатный сон, состояние пространства и рефлексии его обитателей — иллюзорный продукт, который, как верно прокомментировал стоящий за всем этим Виктор Пинчук, «не унести, не продать».

От себя добавлю: градус позитива и чувство значимости украинского павильона на самом главном арт-смотре был ощутимым.

И здесь, конечно, уже не до размышлений о том, к чему япон­цы в украинском павильоне — и есть ли внятный общий знаменатель между Чичканом и Ясухиро? Как и не до оценок арта в родном павильоне. Искусство промоушна все это затмевает. Это можно расценивать как часть проекта — ничего криминального. Дорошенко, проводя экскурс по палаццо, провозгласил, что в таком пространстве блуждания и сна человеку, как и мифическому страннику Попадополи, должна явиться истинная сущность — кто ты есть?

В контексте биеннале, «кто мы» и «что мы» — то, что у всех на слуху.

А вот пошумели в этот раз украинцы на славу. Песок в павильоне? Без оглядок. Барабаны «ДахаБраха» на Гранд-канале под прибытие великосветских гостей на вечеринку — очень громко.

Реклама проекта в самом сердце того же канала — очень дорого и будоражаще. На ней — «наше все» боксер Клич­ко в новой ипостаси. Надпись на огромном баннере «Кличко — куратор». На этом фоне даже нахальное название российской экспозиции «Победа над будущим» выглядело уж очень интеллигентным. Гигант­ский плакат (таких на всю Венецию только Sisley на Сан-Марко, да часы, кажется, Rolex) в центре туризма на Гранд-канале — это, во-первых, просто красиво. Золото в руках у боксера — победа не только над будущим, но и над правилами заданного тона биеннале, исполнено, так сказать, пластически. С реципиентами «Есть контакт!». Именно этот объект украинской инсталяции и изумил. Новые роли? Новые мы? Здесь все как во сне, как в зазеркалье, где художник может быть боксером, и наоборот, а, например, известный кинорежиссер — гуру медитации.

К чему последний? Уж очень хочется отрефлексировать на то, как дружно отечественная делегация увидела во мраке выставки призрак Дэвида Линча. Если автор нутряного саспенса может оказаться доброжелательным медитатором, то почему бы Кличко не переквалифицироваться в арт-кураторы? Чего только не пригрезится в долгом странствии к себе.