Празднование столетия Одесского художественного музея растянулось не на одну неделю, так как вместило в себя и выставку из фондов, и работу научной конференции, и торжественное собрание, и акцию дарения, и... Энтузиазм одесситов оправдан и понятен. Одессе было всего 105 лет, когда на красивейшей улице Софиевской открылся Городской музей изящных искусств, но редко какой город Российской империи мог похвастать столь великолепным дворцом, целиком предназначенным для хранения и широкого показа произведений искусства. 26 октября 1899 года распахнулись перед посетителями двери залов, украшенных шедеврами мастеров прошлого и работами одесских художников, основателей южно-русской школы. Позднее прибавились произведения их последователей.
Важно, что сто лет назад городской голова Григорий Маразли, художественная общественность и меценаты объединили свои усилия с такой благородной целью. Концепция музея была сформирована именно тогда. Сейчас молодые художники, не стесняющиеся «инсталлировать» и «перформировать» в этих стенах, сетуют: не та среда, не то пространство, лепнина несет иную смысловую нагрузку... Вот и хорошо, что несет. По крайней мере, многие художники, живущие ныне в уже двухсотпятилетней Одессе, пришли в ноябрьские дни, чтобы подарить свои произведения музею. Подарены были работы, которые действительно стоили того, чтобы их принять.
В «Серебряковском зале», в присутствии прекрасных полотен Зинаиды Серебряковой, состоялась акция дарения. Надо сказать, что одесские художники не обязательно ждут круглой даты, чтобы сделать подарок музею. Отсутствие возможности делать систематические закупки, получать работы из Министерства культуры и искусств Украины приводит к образованию «белых пятен» в музейном собрании. Не до закупок - львиная доля средств идет на оплату охраны, которая стоит дорого. Сержант охраны получает гораздо больше, чем директор музея. Так что энтузиастам, работающим здесь, очень важно принимать, хоть и не в желаемом объеме, новые поступления от художников.
Свои дары в честь столетнего юбилея принесли народные художники Украины Вячеслав Токарев, Адольф Лоза, Михаил Божий, семья недавно ушедшего из жизни Геннадия Малышева, Тамара Литвиненко, Андрей Ментух, Орест Слешинский, Альбин Гавдзинский, Аркадий Русин. И более молодые живописцы Людмила и Родион Фарапоновы, Стелла Мунтян, Игорь Варешкин, Тарас Кравченко, Владимир Кабаченко, Борис Лукин, Ольга Котлярова-Прокопенко, Инна Русина, Вячеслав Подобед и многие другие, всех не перечислить. Скульптор Александр Князик преподнес свою работу, художница Светлана Крижевская - семь зарисовок своего отца, Григория Крижевского, и шесть графических листов Всеволода Парчевского. Приняли участие в акции бывшие воспитанники Одесского художественного училища Александр Садовский (Сумы) и Филипп Таралевич (Донецк).
Все это посетители музея смогут увидеть уже в первые дни нового тысячелетия. К тому времени, вероятно, будут изданы и материалы научной конференции. Внимание ученых привлекла доктор Бетси Меллер-Салли (Массачусетс), выступившая с докладом «Эрос в художественном творчестве Василия Кандинского».
- Я видела в музейном собрании очень ранний этюд Кандинского, - поделилась госпожа Меллер-Салли. - Он считается единственным произведением художника, хранящемся в Украине. Хотя мне говорили о еще одном Кандинском, находящемся будто бы в Сумах, в частном собрании...
Еще один раритет из музейной коллекции стал объектом исследований - картина Владимира Баранова-Россинэ «Утро», также единственное произведение этого автора в нашей стране.
Хотя собрание Одесского художественного музея действительно богато, главную ценность его составляют сотрудники, возглавляемые опытным искусствоведом и молодым директором Натальей Полищук. Многие получили в эти дни грамоты Министерства культуры и искусств. Приятно, что и говорить. Но по-настоящему расцветали улыбки музейщиков от поздравлений, высказанных горожанами, руководителями музеев и библиотек, председателями творческих союзов и общественных организаций, художниками и любителями искусства. Юбилей стал поводом для осознания того, как велик и многообразен художественный мир Одессы, какая мощная и благотворная энергия в нем клокочет. Живой интерес сограждан, а не накопление «музейной пыли» - вот итог столетней истории Одесского художественного.