UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЕЧНО НОВАЯ СТАРАЯ МУЗЫКА

История музыки в сознании большинства начинается с имени Иоганна Себастьяна Баха и его эпохи. Мощ...

Автор: Юрий Чекан

История музыки в сознании большинства начинается с имени Иоганна Себастьяна Баха и его эпохи. Мощный фундамент этой иллюзии закладывают, прежде всего, традиции нашего образования (и музыкальную литературу, и, чего греха таить, историю музыки на всех этапах — от школы до консерватории — начинают, в основном, с творчества великого лейпцигского кантора, как бы оставляя за скобками все, что было до него). Свою лепту в создание этого мифа вносит и концертная практика. Добаховская музыка — столь редкая гостья в программах филармонических концертов, что поневоле создается впечатление: до Иоганна Себастьяна если и были композиторы, то творчество их представляет лишь историческую ценность, а посему интересно преимущественно кабинетным ученым и отдельным узким специалистам.

Эти мифы и иллюзии усиленно культивировались в советские времена.

В Украине коллективов, исполняющих добаховскую музыку, не так уж и много. Речь идет, разумеется, не о разовых и, по большому счету, случайных обращениях отдельных исполнителей к этому пласту европейской культуры, — исполнениях, грешащих подчас непониманием сущности исполняемой музыки, стилистическими несоответствиями и несуразностями. Имею в виду систематическое исполнение музыки Средневековья, Ренессанса и Барокко, — с аутентичной артикуляцией, специфическим звуком, в традициях того времени — пусть несколько непривычных для сегодняшнего слушателя, но точно передающих дух и букву удаленных от нас эпох. Ансамбль Константина Чечени, специализирующийся на исполнении бытовой музыки, инструментальный ансамбль «Авлос», руководимый Г.Немировским, обращающийся к искусству Ars antiqua и Ars nova, к творчеству трубадуров и миннезингеров, — вот, пожалуй, самые заметные из них. В этот ряд — немногих, но избранных — четыре года назад влился ансамбль «Музыкальные ассамблеи». Пятеро молодых музыкантов, очарованных специфической красотой средневекового пневматического мелоса — воздушного, бесплотного, свободного от страстной аффектации и в то же время исполненного экзальтации, — объединились в коллектив, главной целью которого стало возрождение музыкального наследия далеких эпох. Несмотря на молодость, ансамбль, руководимый Денисом Поддячим, уже имеет солидный международный опыт — это и выступление на Четвертом фестивале исторического пения в Пецке (Чехия), и совместная работа с крупным специалистом из Нидерландов Дирком Йоганесом Хоринга, и участие в постановке барочной оперы «Дафна» на международном мастер-классе в Микулове…

Программа последнего концерта «Музыкальных ассамблей», состоявшегося в костеле Святого Александра и организованного послом Чешской Республики в честь 82-й годовщины образования государства, включала сочинения западноевропейских анонимов (французская аллилуйя ХІІІ века, чешская «Primo tempore» второй половины ХIV века), мадригалы итальянских, английских и чешских композиторов эпохи барокко, а также украинскую музыку того времени — фрагменты четырехголосной Литургии и партесные мотеты Николая Дилецкого, кант Димитрия Ростовского. Исполнительская манера «Ассамблей» весьма непривычна для слуха, воспитанного на классико-романтической музыке. Никакой аффектации. Ничего внешнего. Полное погружение в звучание — лишенное страсти, телесности и материальной приземленности. Иногда создавалось впечатление настолько бесплотного звука, что окончания фраз «растворялись» в реверберирующих отзвуках, порождаемых акустикой собора. Тонко прочерченные линии и прекрасный баланс партий в «Литургии» Дилецкого вызывали, помимо ощущения идеального ансамбля, и вопросы — относительно динамического профиля, например. Так, эффекты «эха», столь любимые барочными авторами и выразившие новое ощущение пространства человеком барокко — многомерного, полного иллюзий и отражений — в исполнении ансамблем несколько теряли, поскольку невозможно, имея по одному человеку в партии, создать эффекты противопоставления массы — солистам, большого — малому, близкого — далекому.

Вопросы эти, впрочем, вполне разрешимы и не затеняют впечатления, полученного от концерта. При всей разности традиций, несходстве исторических судеб, в музыке Западной и Восточной Европы много общего; это прослушивалось в программе «Музыкальных ассамблей», сделанной со вкусом. Это толчок — гордиться как собственной уникальностью, так и европейской рядоположностью. Это, наконец, возможность сравнивать и вписывать в европейский контекст. И просто — наслаждаться Музыкой.