UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вечная молодость «Фауста» — миф или реальность

Для Национальной оперы Украины уже стало традицией завершать свой театральный сезон премьерой оп...

Автор: Елена Хархалис

Для Национальной оперы Украины уже стало традицией завершать свой театральный сезон премьерой оперы в постановке Марио Корради, известного столичной публике такими работами, как «Турандот» Дж.Пуччини и «Джоконда» А.Понкьелли. Нынешний сезон не стал исключением, и долгожданная премьера состоялась, став третьим совместным проектом столичного оперного театра и итальянского режиссера. На этот раз Корради подал совершенно новую и неожиданную трактовку оперы французского композитора Ш.Гуно «Фауст», которая, увы, является единственной премьерой в уходящем сезоне, если не считать восстановленного «Мазепу» П.Чайковского, не показавшего зрителю ничего нового и интересного в сценическом и режиссерском решении. В этом плане Марио Корради превзошел все ожидания публики, перенеся классических героев оперы в нынешнее время, и при этом произведение не утратило ни колорита, ни смыслового наполнения.

С момента поднятия занавеса публика постепенно окунается в пучину любовных страстей наших современников на фоне богатейшей, мелодичной музыки XIX века. Чтобы показать, что действие оперы происходит в наше время, основное сценическое оформление сделано в стиле хай-тэк в виде металлического приподнятого сзади кругового моста, а вместо костюмов эпохи Ренессанса использован современный стиль одежды — джинсы, мини-юбки, сумочки через плечо. Все события происходят внутри этого круга, с добавлением и сменой некоторых деталей. Следует выделить некоторые особенно показательные постановочные моменты. В начале первого акта в своем кабинете сидит старый компьютерный гений Фауст, печально глядя на мониторы — он потерпел неудачу в открытии новых технологий. Он разочарован в жизни, в его сердце не осталось больше надежды и веры во что-либо хорошее. Единственный выход — уйти из жизни, и Фауст готовит себе шприц с ядом. Появляется Мефистофель — франт в смокинге и с тростью — центральный персонаж оперы. Он руководит всеми событиями, с легкостью манипулирует героями. Мефистофель заключает договор с Фаустом и возвращает ему молодость, сделав пластическую операцию по омоложению. Увидев на мониторе прекрасную Маргариту, Фауст больше не сомневается в своем выборе и отдает себя в руки Мефистофеля — пластического хирурга. И в момент, когда звучит удивительно нежная и прозрачная мелодия, воссоздающая девственно-чистый и светлый образ Маргариты, зрители тоже видят ее на спускающемся сверху большом мониторе. Молодой Фауст и Мефистофель посещают бар, где гуляют студенты и люди в камуфляжной форме. Начинается дискотека. Под звуки вальса пары покачиваются из стороны в сторону или двигаются в стиле современной дискотеки. Здесь впервые встречаются Маргарита и Фауст. Во втором акте Маргарита гуляет в саду возле своего дома. Девушка слушает плейер и одновременно исполняет балладу «В Фуле жил да был король».

Говоря об исполнительском уровне, следует отметить Николая Шуляка, который исполнил партию Фауста в обоих премьерных спектаклях. В процессе подготовки этой непростой партии певец приложил максимум усилий, упорно работая над вокальным воплощением образа, и результат превзошел ожидания. Вся партия была выдержана на хорошем вокальном уровне. Николай уверенно держался на сцене, его голос звучал убедительно, достаточно мощно. Наивысшей оценки заслуживает исполненная им каватина «Привет тебе, приют невинный» —певец продемонстрировал полетность и чистоту звучания голоса. Если бы артист был пластичнее, легче и мягче двигался по сцене, тогда бы образ юноши, исполненного пылкого, восторженного чувства, получился более живым и настоящим.

Татьяна Ганина создала невероятно нежный и трогательный образ Маргариты. Певица сумела воссоздать свою героиню в лучших традициях французского вокального и сценического портрета. Образ завораживает своей естественностью и простотой, в нем есть и мягкие лирические ноты, и удивительная женственность, грациозность. В этой партии певица показала прекрасную технику владения голосом, подчеркнула его тембральную окраску, полноту и целостность звука. Кроме того, партия прекрасно ложится на голос певицы, что в полной мере позволило раскрыть задушевные черты образа и глубочайшие переживания чистой души.

Наивысшей оценки достоин заслуженный артист Украины Тарас Штонда, который великолепно исполнил партию Мефистофеля и создал яркий, живой образ. Благодаря Марио Корради публика увидела в Штонде не только прекрасный голос, но и открыла для себя его богатый актерский талант, великолепную пластичность, ведь это самая игровая и подвижная партия в опере. Певец до виртуозности отработал каждое движение, каждый жест был наполнен смыслом, характер героя был раскрыт полностью. Все, вплоть до блеска в глазах, указывало на дьявольскую натуру Мефистофеля и выглядело невероятно естественно, непринужденно и легко. На протяжении всего спектакля он был воплощением то ироничной галантности, то насмешливой самоуверенности, за которыми скрывается коварное нутро дьявола. Звучный, богатый и ярко окрашенный голос Штонды, который безупречно владеет вокальной техникой, еще больше подчеркивал образ жестокой стихии и неумолимой, безжалостной силы.

Прекрасно показал себя творческий тандем художников-монументалистов — сценографа, заслуженного работника культуры Украины Андрея Злобина и художника по костюмам Анны Ипатьевой. Сценическое оформление получилось ярким, неожиданно новым и смелым, но в то же время необычайно гармонично сочеталось с музыкальным полотном. Хорошо продумана и хореографическая картина «Вальпургиева ночь», постановку которой осуществил народный артист Украины Виктор Яременко, раскрыв все стороны плотского греха человека.

Нынешней постановкой Марио Корради показал возможность сочетания классической оперы и современности. Он подал произведение в более близкой и понятной нам интерпретации, в которой Фауст — абсолютно современный персонаж, не зависящий от времени и эпохи. А Мефистофель — основная движущая сила, управляющая Фаустом и постоянно подталкивающая его к различным поступкам, в итоге терпит фиаско. Потому что его дальновидности не хватило, чтобы предвидеть настоящие чувства. Чистая и преданная любовь Маргариты защитила Фауста от темной силы, а ее смерть стала спасением души Фауста.