В Донецке прошел Третий международный джазовый фестиваль «DоDж» с конкурсом молодых джазовых исполнителей в его рамках — «DоDж junior». Фестиваль оказался весьма показательным, ибо при отсутствии международных звезд сумел явить публике довольно-таки яркий срез нынешнего восточноевропейского (или постсоветского) джаза.
Программа сжатая до двух дней, была настолько интересной и насыщенной, что появилось ощущение, будто фестиваль длился неделю. При этом не наступило чувство пресыщения, ибо все, кто выступил со своими мини-концертами, оказались музыкантами высочайшего уровня, работающими в разных джазовых стилях и направлениях. Своеобразие исполнителей создало столь необходимую для каждой творческой импрезы атмосферу неповторимого драйва. Если же сравнивать ДоДж-2003 с прошлогодним, программа которого больше строилась вокруг традиционного джаза, то этот фестиваль познакомил с более актуальными течениями жанра: с этно-джазом, фьюжином, эйсид-джазом, фанком. Вообще же, следует заметить, что организация фестиваля и его качество, если можно так выразиться, с каждым годом становятся всё лучше и изобретательнее.
Традиционалистов в этом году представляли: трио Родиона Иванова из Киева; доцент Донецкой консерватории, трубач Валерий Колесников — неизменная константа донецкой части ДоДжа; превосходный джазовый пианист и композитор, декан джазового отделения Российской академии музыки им. Гнесиных Игорь Бриль — традиционно исполняющий функции председателя жюри конкурса. Оркестр Олега Лундстрема под руководством Георгия Гараняна показал сильную программу из своих лучших аранжировок, бережно собираемых с 1934 года — года основания коллектива. Великолепной техникой, хорошим ощущением импровизации порадовал детский оркестр из Москвы «Джаз ПиК», а в фойе зрителей настраивал зажигательный джаз-оркестр Сергея Щербакова из Антрацита.
Что касается Анатолия Кролла — легенды советского джаза ещё и благодаря музыке для культового фильма Карена Шахназарова «Мы из джаза» — то я бы не рискнула называть его новый проект традиционным. Квартет Кролла «Мы из джаза» (тенор-саксофон Антон Румянцев, 18-летний вундеркинд-барабанщик Петр Ившин и басист Григорий Зайцев), рождённый к
20-летию создания одноименного фильма, обрушил на публику водопад искрометных импровизаций в основном на темы Кролла. Собираясь праздновать юбилей целый год, Кролл, вернувшийся к активной пианистической деятельности, собрал вокруг себя очень профессиональных, ярко мыслящих ребят. Кстати, барабанщик Пётр Ившин, кроме заслуженного восторга донецкой публики, увез в Москву ещё и одну из первых премий конкурса «DоDж junior».
Благодаря литовскому дуэту клавишника Дайнюса Пулаускаса и трубача Валериуса Рамошки публика приобщилась к европейскому джазу, который достаточно редко звучит у нас, в отличие от американского. Так называемый камерный новый джаз, или клубный джаз, основан на европейской композиторской школе, базирующейся на современной авангардной музыке. Дуэт представил настоящую ораторию, в которой не последнюю роль играл литовский фольклор, оригинально аранжированный и умело исполненный электронными клавишными и акустическими тембрами.
Грандиозным успехом закончилось выступление украинского вокального секстета Man Saund — частого и любимого гостя за рубежом и необоснованно невостребованного у себя на родине. Лишнее тому доказательство — фантастический приём донетчан. Ведь понятно, что в тысячном зале дворца «Юность» собрались не только заинтересованные музыканты и профессиональные фанаты джаза. Киевляне выдали мощную программу a cappellа, с вкраплениями песен из новейшего альбома «Slavic Roots», выпущенного месяц назад и собранного из аранжировок славянских песен. Большой кудесник джазового слова петербуржец Владимир Фейертаг, разделивший с киевлянином Алексеем Коганом приятную и почётную миссию ведения концертов, охарактеризовал Man Saund как группу, обладающую «великим слухом, великими голосами и великой фантазией аранжировщиков». Немудрено, ибо только уникальный талант и великолепное импровизационное чутьё могли породить такое явление, как «русский джазовый стандарт». Представьте себе, что отныне таковым будет считаться песня волжских бурлаков «Эй, ухнем».
Настоящий джазовый спектакль или парад аттракционов (вроде игры втроем на одной бас-гитаре как на ударном инструменте), устроило молдавское трио «Тригон» — так же, как и наш Man Saund, редкий гость в своей стране. Каждую из молдавских композиций я бы сравнила с «Картинками с выставки» Мусоргского, только — джазовыми. Лидер трио альтист Анатолий Штефанец, барабанщик Олег Балтага и басист Серджиу Тестимицану — начали программу с фирменного номера «Хромоножка», продемонстрировавшего богатую палитру полистилистических приёмов трио и опять-таки многообразие фольклора. Далее слушателей окунали в импровизационные размышления (очень остроумные) о мужском и женском начале, показали ещё одну зарисовку — «Танец пьяного милиционера» и довели-таки до полного экстаза.
В аналогичное состояние ввела донетчан и многочисленных гостей фестиваля (кстати, приехавших из Тбилиси, Киева, Крыма и т.д.) Лера Гехнер со своим бэндом. Бывшая петербуржка, дочь известного композитора и фри-джазового музыканта Юрия Касьяника, Лера вышла замуж «в Германию» и ныне считается одной из самых востребованных белых вокалисток с абсолютно «чёрным» голосом («сочетание матового или сиплого контральто с мощным, как у блюзовых шаутеров, верхним регистром»). Лера, благодаря своему театральному образованию, безумно артистична. Ей подвластно всё: от клубной сценической эстетики новейшего времени до кабаретной пластики начала прошлого века. Но, с ней работают великолепные инструменталисты, играющие завораживающий своей сумасшедшей энергетикой фанк. Собственно, сотрудничество с одним из известнейших саксофонистов-аранжировщиков Алексеем Поповым (лидер культовой группы Doo Bop Sound) и произвело на свет интереснейший фанк-шоу-проект Лера Гехнер Бэнд.
Объять необъятное в этой статье было бы невозможно, да и неправильно. Таких исполнителей надо смотреть и слушать вживую. Тем более что ДоДж происходит не где-то за семью морями, а рядышком — в стране угля, терриконов и роз. Сознательно оставляя «за кадром» анализ сильнейшего по составу финалистов (14 из 41 заявленного изначально конкурсанта) «DоDж junior-2003» со справедливо врученными наградами, следует отметить всеобщее восхищение джазовыми мэтрами украинской джазовой школы — Анатолием Кроллом, Игорем Брилем, Георгием Гараняном, Владимиром Фейертагом, Алексеем Коганом, Валерием Колесниковым, Петром Полтаревым и Сергеем Горовым, количеством и качеством наших юных мастеров импровизации. По этому поводу Анатолий Ошерович Кролл сказал: «К огромному своему удивлению обнаружил, что здесь ведется колоссальная работа по воспитанию новых молодых музыкантов, и это, пожалуй, самое отличительное из того, что я видел на фестивале: огромный приток молодых, прекрасных ребят. Это означает, что отпало сомнение: будет ли джаз сегодня? Уже ясно, что он будет и сегодня, и завтра тоже. В лице этих молодых ребят».