UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вечера в Межигорье, изменившие мир

В Национальном музее украинского народного декоративного искусства проходит выставка "Межигірський керамічний технікум. Відлуння віку".

Автор: Анна Пароваткина

Этот межмузейный проект объединил редко экспонирующиеся работы из фондовых коллекций Национального художественного музея Украины, Центрального государственного архива-музея литературы и искусства Украины, Музея театрального, музыкального и киноискусства Украины.

Скажу, что многим этот проект запомнится очень личностным и тонким отношением к наследию школы Михаила Бойчука. Ощущается просто разительный контраст с привычным уже пафосом музейных экспозиций по истории "бойчукизма".

Бойчук и его школа - тема нынче популярная. И все же такую, как в Национальном музее украинского народного декоративного искусства, выставку, объединившую керамику, графику и архивные документы, вы вряд ли где-то еще увидите. О бойчукистах и их учениках, их времени и творчестве - с любовью, как об очень близких и родных людях, совершенно не пафосно сумела рассказать куратор проекта "Межигірський керамічний технікум. Відлуння віку" Ирина Бекетова. Мы разговаривали с ней под голос прекрасной Квитки Цисык. И каждый ее ответ стоил отдельного интервью. А для начала оказалось, что эту выставку Бекетова посвятила легендарному киевоведу, историку, музейщику Виталию Ковалинскому, которого считает своим учителем. Причина, по которой экспозиция воспринимается очень лично, прояснилась.

"По большому счету, наша выставка - об учителях и их учениках, - рассказывает ZN.UA Ирина Бекетова. - Мы хотим донести информацию о влиянии, которое бойчукисты - Михайло Бойчук, Василь Седляр, Иван Падалка, Оксана Павленко и др. - оказали на своих студентов. И о том, как сложились их судьбы, как они в дальнейшем продолжили дело своих учителей".

С Ириной Бекетовой мы разговариваем, сидя прямо напротив информационного стенда в начале экспозиции на втором этаже музея. Напротив нас - групповое фото счастливых, полных жизненных сил молодых людей - студентов и преподавателей техникума в Межигорье. Отдельно тут же размещены фотопортреты с биографической справкой и даже личностной характеристикой каждого. "Мистецтво було його мрією, його стихією і покликанням" - эпиграф к рассказу про Василя Седляра. "Промовте життя моє - і стримайте сльози…" - озаглавлена "био" Оксаны Павленко. "Дотепник і гуморист" - это о Миколе Цивчинском. Просто "Вчитель" - Михаил Бойчук. Через череду залов, заполненных керамикой и рисунками бойчукистов, экспозиция финиширует коллажем из фотопортретов тех же персонажей, с цитатой из стихотворения Миколы Винграновского. Рядом - копии документов из уголовного дела Седляра. В начале - жизнь, надежды и творчество, в финале - трагическая смерть…

Этот межмузейный проект объединил редко експонируемую графику и керамику из фондов музеев. Даже на супермасштабной выставке 2018 года "Бойчукізм. Проект "великого стилю" в "Мистецькому Арсеналі" рисунки Василя Седляра и Оксаны Павленко демонстрировались не полностью. На нынешней выставке также - керамика, которую можно увидеть только в "Відлунні віку".

Как уточняет Бекетова: "В фондах Музея украинского народного декоративного искусства керамических "бойчукистских" работ более 80. В "Арсенале" выставлялись 6–8 из них. А на нашей выставке - свыше 60 работ студентов и преподавателей техникума 1920–
1930-х гг. И, примерно, столько же созданных уже в зрелом возрасте бывшими учениками (во второй половине ХХ века)".

Из документов, представленных на выставке, к примеру, - копия письма 1930-х гг. Ивана Падалки, где он говорит о преследованиях. Странички из дневника Оксаны Павленко: художница описывает метод преподавания Бойчука. А вот - еще, для справки: во время подготовки выставки о Межигорском техникуме были атрибутированы работы Илька Заики. Выяснилось имя автора прежде безымянных ваз - оказалось, их создал Павло Иванченко. (Обратите внимание, если будете в музее!)

"В наших фондах хранились послевоенные работы Прокопа Бидасюка. Я не знала, что он тоже был учеником техникума - выяснила это только во время подготовки проекта, - вспоминает куратор Бекетова. - Он был самым возрастным в техникуме, учеником из селянской бедноты. Увидев его, Седляр сказал: "Хай вчиться!"

Есть в этой "выставочной истории" место и для лирики. Неизгладимое впечатление, по словам пани Ирины, на нее произвели письма Василя Седляра, адресованные любимой женщине. Признания в любви он подписывал нетрадиционно и очень поэтично. Писал: "Ніжно-ніжно голублю тебе!" На какие произведения в экспозиции стоит обратить особенное внимание? Интересны сами по себе работы 1920–1930-х годов. Нельзя сказать, что это шедевры, но вещи очень интересные. Они, как правило, безымянны. Несколько работ подписаны Павлом Иванченко, он преподавал в техникуме. Несколько - Ильком Заикой. Вот, пожалуй, и все "авторы". Мы можем только предполагать, что остальные предметы тоже созданы не без участия педагогов".

В Межигорском техникуме в начале 1920-х гг. производилось немало керамики. Свои "тарели", кувшины-"глечики", вазы "межигорцы" затем обменивали на продукты питания: время было голодное. В музейную коллекцию работы студентов поступили еще в 1925 году.

"Сегодня керамика бойчукистов, вероятно, хранится и в музеях, и в частных коллекциях. Возможно, где-то существуют и неатрибутированные работы, - замечает Бекетова. - Вы спросите - как их можно опознать? Вещи, созданные в техникуме, как правило, подписаны, указано место производства. А позже, в 1922–1923 годах, на некоторых из них стали проставлять штамп: "Вироблено у Межигір'ї".

Межигорский техникум был основан в 1919 г., учрежден на ІІІ съезде Советов. Это было закрытое заведение. Первым его директором стал художник Левко Крамаренко. Первые студенты прибыли из Глинской керамической школы, затем - из Миргородской. Учились и местные дети: Ново-Петровцы всегда славились своими гончарами. В 1921 г. в Межигорье на помощь в обучении начали приезжать соратники Бойчука - Василь Седляр, Иван Падалка, Оксана Павленко, Павло Иванченко.

"В начале 1923 г. Седляр официально стал директором учебного заведения. Лев Крамаренко только обрадовался: он был художником, а не управленцем, - рассказывает Ирина Бекетова. - С появлением Седляра начался главный период в истории техникума. "Учителя", преподаватели, главным образом организовывали процесс. Гончарным ремеслом бойчукисты Падалка, Седляр, Павленко не владели, в отличие от Крамаренко или Сагайдачного. Зато многие студенты выросли в гончарных семьях. В общем, старшие и младшие, преподаватели и студенты, учились друг у друга".

Общение в техникуме было демократичным. Даже питались все - из общего котла. Было время, когда только благодаря натуральному обмену на гончарную посуду в техникуме появлялась крупа, мука, прочие продукты. Ради "хлеба насущного", керамисты даже сами ездили с товаром по селам… Техникум находился на территории бывшего Межигорского женского монастыря, где были земельные угодья, студенты сами выращивали овощи, смотрели за яблоневым садом. Это тоже было ощутимым продуктовым подспорьем. Что интересно: до 1922–1923 гг. в монастыре все еще жили монахини. Они помогали "ученому люду" по хозяйству, и - варили супы и борщи... Атеисты-художники и невесты Христа уживались дружно и мирно.

"Новаторский техникум в начале 1920-х можно сравнить со школой Баухауз в немецком Дассау. В 1926–1927 гг. Бойчук, Седляр и Тарасенко путешествовали по Европе, побывали в Германии. Организация работы в Баухауз очень впечатлила Седляра, по возвращении он в лекциях рассказывал о своих наблюдениях. А новаторство - это и впрямь было запросом того революционного времени. Впоследствии именно за него бойчукисты, горячо дискутировавшие с традиционалистами-станковистами, и поплатились.

День в "украинском Баухаузе", у "бойчукистов", проходил таким образом. Четыре часа шли теоретические занятия, еще четыре - практические. В техникуме было два факультета: художественный и технологический. Каждый студент заканчивал оба, ведь, согласно Бойчуку, художник должен одинаково хорошо владеть теорией и практикой, ремеслом и технологией. По вечерам же все собирались на общем "майданчике" - на "вечорницы". Поэтому мы и выбрали в качестве музыкального сопровождения выставки песни Квитки Цисык. Ведь все бойчукисты и студенты были селянские дети. Молодые, веселые, голосистые, певучие. На своих "вечерах" они много шутили, и обязательно пели".

У межигорцев был даже свой "вертеп" - кукольный театр. В нынешней экспозиции представлены куклы, созданные их руками. Художник- педагог Евген Сагайдачный в мастерской вместе со студентами тоже лично вырезал деревянные головы для персонажей вертепа. Пьесы и сценарии писали сами, в этом особенно отличались Микола Цывчинский и Дмитро Головко. Особенно популярными в театральных постановках были сатирические скетчи: молодежь высмеивала религию, политику, мировой капитализм. Да, к слову. Не стоит думать, будто в бывшем монастыре они жили как отшельники. Хотя техникум был закрытым учебным заведением - туда часто приезжали туристы. Только за лето 1925 года Межигорье посетило 2,5 тыс. человек. И это - несмотря на сложность дороги: современных машин не было, добирались на телегах, а то и пешком!

"Образование в техникуме было очень основательным, - резюмирует Ирина Бекетова. - Его выпускники стали известными инженерами, технологами, учеными, рационализаторами. Как художники, прославились Нина Федорова, Пантелеймон Мусиенко, Дмитро Головко, и др. Я уверена, что создание супругами Федоровой и Мусиенко "софиевской гончарни" (экспериментальная мастерская КиевЗНИИэп, которая в течение 40 лет работала на территории Софийского заповедника в Киеве. - А.П.) стало осознанной благодарностью учителям - Седляру, Бойчуку, Павленко. Учителя-наставники не просто вложили в тогда еще совсем юных людей знания - своим примером в жизни и творчестве сформировали их как личности".

Документы и, что важно, фото 1920-х гг. из жизни Межигорского техникума сохранили Нина Федорова и Оксана Павленко. Несмотря на опасность репрессий. В 1980-х Нина Федорова и Оксана Павленко передали свои архивы в государственный архив-музей литературы и искусства, что на территории Софийского заповедника в Киеве. Благодаря этому дару сегодня мы и можем ощутить атмосферу 1920-х.

"Самое интересное - это человеческие судьбы и взаимоотношения между людьми. Ведь биографии бойчукистов уже достаточно исследованы, документы и сохранившиеся творческие работы - опубликованы. Наш музей в 2018 году тоже издал "свой" альбом-каталог, - уже прощаясь, констатирует куратор Бекетова. - Когда я углубилась в эпистолярий Седляра, была просто поражена тем, какой пласт культуры за ним стоит. О жизни в техникуме он писал очень подробно. Быт 1920-х, человеческие взаимоотношения "внутри" творческих союзов, счастье взаимопонимания - и трагедии непонимания, споры и надежды - все, что происходило в это бурное революционное время, становится объемным, оживает. Думаю, что публикация писем Седляра произведет эффект разорвавшейся бомбы…"

Историческая информация, представленная на выставке, по мысли куратора, может стимулировать зрителей искать еще больше сведений о "времени перемен" 1920–1930-х годов и его действующих лицах - бойчукистах.

"А если нет возможности самим разбираться - пусть спрашивают: мы с удовольствием расскажем всем!" - слышу на прощанье. Параллельно "Эху столетия" в музее проходит также чрезвычайно интересный тематический лекторий. Не пропустите!