UA / RU
Поддержать ZN.ua

Валентин Зноба: «РАНЬШЕ БЫЛ ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС, НЫНЧЕ — ЭКОНОМИЧЕСКИЙ»

Я иду пустыми, холодными коридорами комбината «Художник», вдоль которых выстроилась целая историческая эпоха.....

Автор: Анастасия Сперкач

Я иду пустыми, холодными коридорами комбината «Художник», вдоль которых выстроилась целая историческая эпоха...

Рядом со мной идет человек, имя которого известно многим ценителям искусства не только в Украине, а и далеко за ее пределами. Этот человек сумел «оживить» глину, вдохнуть в нее чувства и страдания. Проникнув в глубину человеческой души, он показал Человека во всем его величии и слабостях, в динамике его внутренней борьбы. И что самое главное, несмотря на все перипетии времени, он сумел остаться самим собой.

Это народный художник Украины, член Академии искусств, лауреат Государственной премии им.Т.Шевченко, почетный гражданин г.Киева - Валентин Зноба.

Его скульптуры украшают сегодня не только улицы городов Украины, а и Парижа, Брюсселя, Эдинбурга. Среди них «Бокораш», отмеченная золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе, памятник Мечникову в Париже, математику Джону Напиеру в Эдинбургском университете, В.Порику в Энен-Льетари (Франция), Джону Мюеру в Донбаре.

Это и комплекс работ, посвященных второй мировой войне, в Киеве, Ужгороде, Хмельницком, Херсоне, Москве...

- Валентин Иванович, вы творите глазами или руками?

- Наверное, философией и чувством. Руки - это такое... только помогают.

- Какие темы волнуют вас сегодня?

Меня всегда интересовала история Киевской Руси, Запорожской Сечи, но, как известно, были времена, когда эти темы были запретны. Сейчас нет запретных тем, но есть финансовая сторона... Тогда был «железный занавес», сейчас - экономический. Так что все равно «занавесы» надо пробивать. У нас очень много талантливых художников, которые любят Украину, ее историю. Дай Бог, чтобы появились заказчики работ на эту тему. Когда проходят наши выставки за рубежом, то хотят видеть национальный колорит как неотъемлемую часть нашего искусства. Я ищу образы, в которых как бы застыла история Украины: Кармелюк, Остап Вересай, Бокораш...

- Расскажите о школе скульптуры в Украине...

- Наша школа имеет высокий авторитет за границей. Я знаю, что Испания, Португалия приглашают наших мастеров преподавать реалистическое искусство. Реализм почти забыт за границей, поэтому главная наша задача - сберечь традиции нашей школы, развивать их.

- Я знаю, что ваши работы были выставлены во многих странах ближнего и дальнего зарубежья. Что вам запомнилось?

- Запомнилась персональная выставка в Эдинбурге, где выставлялись работы не только мои, а и моей жены - народной художницы Украины Татьяны Голембиевской. Кстати, многие посетители не имели представления об искусстве Украины. В Лондоне кроме наших работ были выставлены картины Татьяны Яблонской, Григория Шишко, Бориса Тулина, а также моего сына Николая Знобы. Также имел честь принять участие среди 24 претендентов в престижном и сложном конкурсе на создание памятника Джона Мюера в Шотландии. Британцы, в частности шотландцы, не очень любят, когда иностранцы отодвигают их на второй план, особенно в вопросах национальной гордости.

- Таким образом, эта победа была еще одним признанием вашего таланта...

- Можно сказать, да. Это была большая честь для меня. В Англии, Шотландии мы утверждали нашу школу. Меня пригласили прочитать лекции в Эдинбургской академии искусств. За короткое время одной из лекций я слепил портрет одного из профессоров. Сошлась профессура, студенты - для них это было фантастически короткое время для создания портрета. Также был в составе жюри на фестивале искусств в Эдинбургском университете.

Еще одной высокой победой для Украины было признание на Всемирной выставке в Лондонской Королевской академии картины Татьяны Голембиевской «Наследие».

Запомнилась Италия, где осталось много моих работ. В Норвегии посчастливилось работать в мастерской со скульптором Карлом Нейшером, который творил с Пикассо около 16 лет.

Мои работы есть также в Японии, Канаде, США.

- А есть нереализованные идеи?

- Идей очень много. Но реализовать их в наше время крайне сложно из-за финансовых трудностей. Это и образ прикованного к скале Прометея, образы Бояна, Нестора-летописца... В будущем я мечтаю организовать выставку под названием «Люди нашей планеты», где среди выдающихся людей нашего времени будут представлены портреты политиков, культурных деятелей и вообще людей Украины.

- Как соотносятся материал, из которого вы создаете скульптуру, и образ?

- Я все материалы люблю: мрамор, дерево, бронзу. Вначале я общаюсь с человеком, пытаюсь понять его внутренний мир, изучить темперамент, внешность - познать его суть. В зависимости от этого выбираю фактуру. Например, когда я работал над образом Кармелюка, мне предложили по черепу восстановить его характерные черты. Но, фантазируя с карандашом в руках, я создал свой образ Кармелюка. Главное - это была его внутренняя сила. И когда уже был создан этот памятник, люди говорили, что другим его и не представляли.

- Ваша жена - народный художник Украины, член Академии искусств. Как уживаются в одной семье два талантливых человека, это помогает или мешает?

- У нас с Татьяной много общего. Одна школа. Мы как бы дополняем друг друга. Выставки проходят совместные. Например, у Татьяны есть картина «Бессмертие» и у меня есть на эту тему скульптура. Скульптура всегда идет рядом с живописью.

- Почему сейчас опустел комбинат объединения «Художник»?

- Это наша беда, наша боль. Комбинат, который имел прекрасное помещение, форматорный цех, цех увеличения работ, отливной цех... Если раньше форматоров было шесть бригад, то теперь осталось только две. Помещение не отапливается. Постепенно исчезают целые профессии. Это унижает достоинство скульпторов. Хотя известно, что в наше время тяжело живется не только нам, а и писателям, режиссерам...

Вот горький пример. Нирод - прекрасный художник, гордость Украины, он должен был отказаться от мастерской. Поскольку пенсия не позволяла ему оплачивать коммунальные услуги. Он безвозмездно отдал свои картины музеям, не получив от государства никакой финансовой помощи. По уровню отношения к искусству можно судить об уровне страны. Чем выше искусство, тем выше уровень развития страны. Но не все это понимают. Пока что у наших украинских бизнесменов свое представление об искусстве. Если, бывает, и покупают произведения искусства, то не лучших мастеров и художников.

- Как вы считаете, у вас сложилась жизнь?

- Самое главное, что я могу работать и получать удовольствие от неповторимого, сладкого мгновения творчества. Это величайшее удовольствие. Что-то ты должен оставить после себя...