UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВАКХАНАЛИИ ПО-АНГЛИЙСКИ

Брасс-квинтеты — явление в Украине распространенное, хотя при этом малопопулярное. Распростране...

Автор: Лариса Сумина

Брасс-квинтеты — явление в Украине распространенное, хотя при этом малопопулярное. Распространенное — потому что во многих городах, где есть свои духовые оркестры, имеют место — преимущественно «в рамках» оркестра — медные духовые квинтеты. Малопопулярное — потому что квинтеты эти практически не живут самостоятельной жизнью. Исключение представлял только столичный брасс-квинтет «Украина» под руководством Розмурата Арнакулиева. Нужно отметить, что это единственный в Украине пример, когда такой специфический состав не только с успехом и много гастролирует с собственной программой по городам Украины и за рубежом, но и имеет постоянное рабочее место и концертный зал — Дом органной музыки. Правда, и здесь недавно произошел, можно сказать, кризис. Музыканты «разделились», и теперь новый брасс-квинтет под руководством Арнакулиева с новыми музыкантами в основном работает за границей, влившись в общую «эстафету» отечественных артистов. Другой новоиспеченный коллектив, с лидером Андреем Илькивым, — здесь, в Киеве. Играют ребята в основном, как и раньше, переложения популярной классики. Что будет дальше с развитием брасс-квинтетной музыки в Украине — неизвестно. Особенно принимая во внимание тот факт, что отечественные композиторы, за редким исключением, не пишут ни для духовых квинтетов, ни даже для духовых оркестров. Нет традиции. А вот интерес у публики к этому жанру, оказывается, есть. И немалый…

27 февраля в Национальной филармонии Украины был аншлаг: выступал английский брасс- квинтет. Наличие этого самого аншлага для меня было большим удивлением, учитывая малый опыт посещений в своем отечестве концертов такого рода. С другой стороны, иностранцы наши концертные залы посещают все-таки не часто, особенно артисты «с именем». Имя Джона Уолеса — руководителя духового квинтета и трубача-виртуоза хорошо известно в мире. А его ансамбль «Коллекция Уолеса» — сегодня один из самых популярных духовых коллективов, который приобрел славу благодаря своим концертным программам. Собственно, и основан брасс-квинтет Уолеса именно с целью разработки и исполнения широкого репертуара произведений для медных духовых инструментов. С другой стороны, многих слушателей, я уверена, привлекло то, что приехал не кто-то там, а именно англичане — жители страны безупречной музыкальной культуры. Не секрет, что для многих звучание Лондонского симфонического является эталоном, а наши профессиональные музыканты даже стремятся «скопировать» игру его солистов. Кстати, на протяжении 20 лет, до 1995, Джон Уолес занимал должность главного солиста-трубача филармонического оркестра…

Английские музыканты привезли в Киев ( а до этого во Львов и Одессу) обширную программу из произведений разных эпох и стилей. Здесь были и современные произведения, написанные для коллектива Уолеса. Образец старинной музыки был представлен в виде переложений «Вакханалий» Франсуа Куперена (аранжировка Джона Уолеса). Считается, что произведения Куперена для клавесина с их прозрачной текстурой очень хороши для переработки для исполнения на медных духовых.

Особое впечатление произвело «Ребро Адама» Джеймса МакМиллана (род. в 1959) как само сочинение, так и исполнение. «Несмотря на библейское название, произведение не имеет специфических библейских или духовных идей, разве что оно показывает собственно процесс сотворения в общем» —такова концепция автора. Очень выразительно прозвучали хоральные разделы, медленные и величественные. В музыке использовались необычные звуки, которые образуются при помощи специальных сурдин и особенной техники вибрирующего звукоизвлечения. Идея сымитировать орган требовала немалого мастерства от исполнителя, тем более от группового исполнения.

Если в первом отделении была показана больше ансамблевая выразительность, то во втором произведения были подобраны таким образом, чтобы показать виртуозность каждого участника квинтета. Отдельно следует отметить пьесы Прокофьева («Тройка» из «Лейтенанта Киже»), и Шостаковича («Таити-трот»). Эти своеобразные переложения классики начали юмористическую «струю» в концертной программе. Надо было воочию увидеть, как «сдержанные англичане» здесь начали раскрывать огромный эмоциональный потенциал. В оркестровку Прокофьев ввел соло на корнете: «двоюродный брат» трубы своим звонким тембром добавляет музыке разухабистый, удалой образ. Вдобавок ко всему, тромбонист, кроме игры своей партии, быстро и ритмично топал ногой, к которой были привязаны колокольчики, имитация бубенцов русской тройки.

В развлекательной, несерьезной пьесе Шостаковича «Коллекция Уолеса» показала безупречное умение играть и в джазовой манере. Апофеозом всего стал финал программы — «Золотое сечение» Джима Паркера, написанное специально для этого коллектива несколько лет назад. Произведение состоит из 6 частей — музыкальных отображений любимых картин композитора: «Бой быков», «Завтрак на траве», «Ночные ястребы», «Бродвейское буги-вуги» и др. Произведение было наполнено внутренней и внешней игривостью. Музыканты разыгрывали настоящие театральные сценки перед публикой и двигались в соответствии с юмористическим содержанием. В основе драматургии были «диалоги» инструментов, и центральной «фигурой» стал тромбонист Саймон Гантон. Он мастерски демонстрировал не только развернутые джазовые соло, но и весьма артистичную пластику, чем вызвал наибольшую любовь у публики. В завершение музыканты преподнесли несколько сюрпризов-бисовок театрально-яркого, юмористического характера. В одной из них к брасс-квинтету присоединился их генеральный менеджер, который, со слов программки, «иногда также играет на трубе». А кодой концерта стал подвижный, искрометный эстрадный соул, во время которого тромбонист активно танцевал на сцене. Признаюсь, что я и другие зрители тоже были бы не прочь…

В общем, англичане доставили массу радости и удовольствия. Своей непосредственностью и раскованностью они расшевелили консервативную киевскую публику, привыкшую к обыкновенно сдержанному «филармоническому» этикету. Несмотря на то, что большая часть программы все-таки не блистала внешними эффектами, было не скучно. Обычно такого результата добиться сложно, если выступает маленький коллектив с целой программой. Об этом же исполнении можно сказать одно — легкая «моцартовская» безупречность. Но лишь одни профессионалы знают, что скрывается за этой легкостью, насколько титанический это труд. Сама по себе игра на медном духовом инструменте связана с большой физической нагрузкой. Когда мы уходили с концерта, кто-то из наших музыкантов поражался, как чисто физически музыканты выдерживают подобное трехчасовое выступление. Кто-то открыл для себя брасс-квинтет как универсальный состав, который может играть все что угодно, любую палитру стилей и форм. Прозвучала и такая реплика: «Наши так не будут играть никогда…» Стало немножечко грустно, но я вовремя успокоила себя тем, что вспомнила, — все-таки у них, в Европе, школа и культура духовой ансамблевой игры родилась не вчера. Значит, в Украине все еще впереди. На самом деле меня занимали совсем другие мысли: «Ну надо же, какой эмоциональный народ эти англичане!..»