В творчестве Святослава Вакарчука — реконструкция, смена декораций и деклараций. Достаточно измотавшись на политических терниях, певец возвращается к звездам... Не так давно Вакарчук сложил полномочия депутата Верховной Рады и теперь со спокойной совестью занимается релизом своего нового проекта «Вночі».
Представленная пластинка лидера «Океана Эльзы» — это новая точка отсчета в его творчестве, освобождение от прошлого и сформировавшихся штампов. Складывается впечатление, что певец решил хорошенько отряхнуться от глянца и политики и вернуться к имиджу если не рокера, то «чистого» музыканта. В новом проекте Вакарчук, похоже, уловил нужную нить. Темп сегодняшней жизни с виртуальными мирами, космическими скоростями и глобализацией делает все менее слышимой интимную интонацию, потребность в которой, стоит заметить, не исчезла. Ощущая обороты, набираемые этим процессом, Жан-Поль Сартр в свое время не без грусти заметил, что наше время так бежит вперед, что если ты немного отстал, у тебя есть шанс оказаться впереди. Выходит, отставать не обязательно, достаточно лишь остановиться, чтобы прислушаться, и самое подходящее время для этого ночь. Когда стихает город, потенциальные собеседники отходят ко сну, вездесущую абсурдную суету усмиряет черная краска. Только тогда можно расслышать себя, самые призрачные дуновения в своей душе. Такие преимущества ночного времени воспеты в альбоме «Вночі».
Большая часть из одиннадцати композиций этого альбома («Поперед мене гори сині», «Не йди», «Як нам бути з тобою», «Колискова», «Вночі», «Там, де літо», «Дзвони», «Не опускай свої очі», «Чайка», «Така, як ти», Wherever you are), по признанию Вакарчука, была написана ночью, когда разные мысли не дают уснуть. Работа над пластинкой длилась около года, и если идейным вдохновителем и автором почти всех текстов выступил Вакарчук, то музыкальное оформление — результат сотворчества коллектива музыкантов.
Кроме участников «Океана Эльзы» в проекте играют джазовые исполнители — пианист Алексей Саранчин и саксофонист Богдан Гуменюк, скрипачи Сергей Охримчук и Кирилл Шарапов (первая скрипка квартета «Коллегиум»), гитарист Алексей Морозов, а также струнный оркестр Национального симфонического оркестра Украины под управлением Милоша Елича (клавишник «Океана Эльзы»).
«Армия» музыкантов, которую задействовал Вакарчук, профессиональна, именно она в этом альбоме «делает» своего солиста, как короля делает свита. Фактически продолжая работать с составом «Океана Эльзы» фронтмен, тем не менее, подчеркивает, что к музыке группы его новые песни не имеют отношения, они ориентированы не только на рок-н-ролльную аудиторию. Лакомый музыкальный кусок в этой пластинке найдут любители как джаза, так и фолка или качественного инструментала и, конечно, поклонники лично Святослава Вакарчука, поскольку, как ни крути, он в этом «невиданном для Украины эксперименте» везде.
Благодаря колоритному музыкальному ряду пластинка действительно представляется событием в шоу-бизнесе. В ней есть качество, гарантируемое исполнителями с профессиональной, добротной базой, есть харизма Вакарчука, его фирменные тексты и характерный вокал.
Тексты песен, несомненно, рождались в творческом «угаре». Кого хоть раз в жизни посещало вдохновение, тот наверняка поверит Вакарчуку. Певец не скрывает источников окрыления, среди которых вид с нью-йоркского небоскреба, впечатления от джазового клуба Blue Note, альпийские пейзажи. Факт, что перечисленное послужило не конечной целью, но лишь толчком к написанию той или иной композиции. И вершины швейцарских гор (песня «Поперед мене гори сині») лишь еще один повод полной грудью вдохнуть мир, еще раз пронестись над «седьмым» небом.
Концерт-презентация альбома состоялся в Национальном театре им. Ивана Франко без особой огласки. Пригласили только прессу и друзей, среди которых оказались и политики, и музыканты. Естественно, и завсегдатаи светских мероприятий. В результате франковский зал был заполнен «по самі вінця».
Публика бурно поддерживала происходящее на сцене. Некоторым даже удавалось пританцовывать на тесных балконах. Кроме собственно музыки зрителей порадовали и картинками — на сцену проецировались подготовленные сюжеты (огромная луна, вершины гор, прорезающие небеса) или реально происходящее на сцене (игра музыкантов крупным планом).
Помимо музыкального проекта ненавязчиво презентовали и новое заведение — кофейню «Вночі». Думается, в скором будущем из концертных декораций идея перекочует на улицы Львова или Киева. В целом сценография концерта-презентации была тщательно продумана. Хотя и недоработки просматривались: трюк с зеркалами не удался, поскольку личности, расшатывающие зеркала, откровенно смущались своих манипуляций и вообще нарушили атмосферу программы.
По ходу действия было исполнено одиннадцать композиций, вошедших в новый альбом. В контраст личностной тематике (представленной в песнях «Як нам бути з тобою», «Колискова» и особенно эмоциональной кульминации в «Така, як ти») звучала патетика песни «Дзвони», решенной в метроритмических формулах балканского фольклора (тут благодарность сербским корням Милоша Елича, написавшего музыку). В качестве бонусов Вакарчук исполнил свои старые хиты в новой обработке («Холодно»), а также оскароносную песню Moon River из кинофильма «Завтрак у Тиффани».
«Диагноз» этого альбома утешителен — песни хочется прослушать еще раз... А некоторые даже с особым вниманием. Хочется надеяться, что «сумрак» для Святослава остался в прошлом, уступив место очарованию ночи.