UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВАГНЕР НА ФОНЕ РИМСКИХ ТЕРМ

Одной из наиболее привлекательных черт всемирного вагнеровского движения является его открытый характер...

Автор: Людмила Каверина

Одной из наиболее привлекательных черт всемирного вагнеровского движения является его открытый характер. Иначе говоря, во всех мероприятиях, проводимых вагнеровским обществом Германии, активно участвует не только узкий круг профессионалов, но и многочисленные любители - люди самых разных профессий и возрастов, которых объединяет любовь к музыке великого Вагнера.

Конгресс, проходивший под патронатом президента ФРГ, привлек более пятисот участников из многих стран. Впервые представитель Киевского вагнеровского общества (в лице автора этих строк) принял участие во всемирном вагнеровском конгрессе, состоявшемся в немецком городе Трир.

Нынешний конгресс приурочен к десятилетию деятельности вагнеровского общества в Трире, но множество гостей привлекло, очевидно, не только богатство его программы, но и необыкновенная живописность города и его окрестностей вдоль реки Мозель, множество исторических памятников разных эпох и народов. Здесь бережно сохраняются древнеримские термы, древнейшие соборы, заложенные еще на заре христианства и неоднократно перестраивавшиеся. Особое очарование придает этому чистому и уютному городу соседство с Францией, Бельгией и Люксембургом. Отчего во всей атмосфере этого края явственно чувствуется помимо германского и романский аромат, как неповторимый букет знаменитого «мозельвейна».

Открытие конгресса, состоявшееся поздним вечером, выглядело как театрализованный карнавал на фоне хорошо сохранившихся грандиозных развалин римских императорских терм. В этом действе воссоединились старогерманская атрибутика, звучание вагнеровских фанфар и шествие римских легионеров в шлемах «золотых и пернатых», в медвежьих шкурах.

В фокусе конгресса, естественно, пребывали профессиональные доклады, посвященные различным аспектам творчества Вагнера, деятельности вагнеровских обществ и проблемам сценического воплощения его опер. Среди них хотелось бы выделить заключительное слово известнейшего музыкального и общественного деятеля Германии Вольфганга Вагнера - внука Вагнера и правнука Ференца Листа. К этому очень пожилому человеку с характерной и запоминающейся внешностью, естественно, было привлечено внимание всех участников и гостей конгресса. Вольфганг Вагнер с большой озабоченностью говорил о состоянии театральной культуры Германии вообще и об определенном кризисе байрейтских фестивалей, которые, по мнению Вагнера, пережив кульминацию в известной постановке Патриса Шеро и Пьера Булеза «Кольцо нибелунга», нуждаются в генерировании новых идей, в обновлении традиций.

В музыкальной части конгресса наиболее яркое впечатление произвел концерт в кафедральном соборе, поражающем своей архаикой и величием. Все исполнявшиеся произведения носили подчеркнуто сакральный характер, особенно вступление к «Парсифалю», Немецкий реквием (фрагменты), финал Реквиема Верди и др. И в то же время необычно светлое, радостное чувство вызвал концерт молодежного оркестра земли Рейнланд-Пфальц. Он играл две своеобразные сюиты из «Кольцо нибелунга», названные симфоническими балладами. Концерт состоялся в одном из самых древних зданий, проживших бурную историю. Когда-то оно принадлежало доминиканскому монастырю, теперь же вечерами используется как концертный зал, а по необходимости - как спортзал ближайшей школы.

И конечно же, кульминацией конгресса стала опера «Тристан и Изольда», поставленная на сцене местного, очень современного музыкально-драматического театра.

Сценография, костюмы, мизансцены - все в этой постановке подчеркнуто осовременено, модернизировано и временами вступает в противоречие с замыслом Вагнера.

Остается сказать, что истинными двигателями этого незабываемого праздника музыки явились обербургомистр Трира Гельмут Шреер и президент Всемирного вагнеровского общества Йозеф Линхарт.