UA / RU
Поддержать ZN.ua

В.А.ЧЕЧОТТ — МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЛЕТОПИСЕЦ КИЕВА

.А.ЧЕЧОТТ - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЛЕТОПИСЕЦ КИЕА «Музыкальный летописец» - так называли современники Виктора Антоновича Чечотта...

Автор: Виктор Рожановский

.А.ЧЕЧОТТ - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЛЕТОПИСЕЦ КИЕА

«Музыкальный летописец» - так называли современники Виктора Антоновича Чечотта. В будущем году исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося музыкального критика, композитора, педагога, переводчика. Из большого наследия В.А.Чечотта наибольший интерес представляют музыкально-критические статьи, написанные в киевский период (1885 - 1907). Точное их количество пока неизвестно. По нашему мнению, в «петербургский» и «киевский» периоды его деятельности написано около 1500 статей, а в «киевский» - более 1000. Если расположить их в хронологическом порядке, то станет ясно, что они четко укладываются в две группы: 1) статьи, посвященные Киевскому оперному театру; 2) статьи, посвященные концертной жизни Киева.

В рукописи существует

5-томное собрание сочинений В.А.Чечотта, в основу которого положено распределение материала по сезонам, например: «Оперный сезон 1885 - 86 гг., затем - «Концертный сезон 1885 - 86 гг.», затем «Оперные сезоны» чередуются с «Концертными сезонами» и т.д. Если придерживаться такой композиции, то действительно сложится «Музыкальная летопись» Киева за 21 год (один год В.А. Чечотт не публиковался в киевской прессе).

Виктор Антонович Чечотт родился 6 (18) июня 1846 г. в Могилеве (Беларусь). Чечотты принадлежали к древнему литовскому дворянскому роду. Из него вышел знаменитый литовский поэт, друг и соратник Адама Мицкевича - Ян Чечотт (1794 - 1841). Отец мальчика был профессором Виленского (Вильнюсского) университета, где преподавал историю латинской поэзии. Его интересовала также современная литовская и зарубежная поэзия. Несомненно отцу Виктор Антонович обязан своим литературным даром.

Музыкальный талант мальчик, очевидно, унаследовал от матери, происходившей из старинного дворянского рода Соммерсант-Россетери. Она была глубоко религиозной женщиной. Иногда она брала маленького Витю с собою в костел. Звуки органа благотворно действовали на нервного ребенка. Через год одна из теток стала обучать мальчика игре на фортепиано. Мальчик увлекся и вскоре сам стал импровизировать.

В октябре 1856 г. десятилетнего Виктора привезли в Петербург и представили известному пианисту и педагогу Антону Контскому, он принял мальчика в число своих учеников. Следует отметить, что консерватории в Петербурге не было, поэтому А.Контский преподавал теорию музыки. Вскоре у юноши проявился и композиторский дар. Через три года Чечотт стал участвовать в концертах учителя, исполняя классические произведения, а иногда и свои. Один из петербургских критиков в рецензии на концерт, состоявшийся 25 марта (5 апреля) 1861 г., о юном Чечотте писал: «...если судьба назначила ему долгую жизнь, в России будет свой Шопен...»

После отъезда А.Контского за границу Чечотт продолжил свои занятия по фортепиано у замечательных педагогов - Адольфа Гензельта и Александра Виллуана, обучавшего Антона и Николая Рубинштейнов. Юноша посещал спектакли итальянской и русской трупп, участвовал в благотворительных концертах. Может быть, на одном из таких концертов и произошло знакомство Чечотта с выдающимся бельгийским певцом и педагогом - Камилло Эверарди.

4 (16) мая 1863 г. на сцене Мариинского театра состоялась премьера оперы А.Н.Серова «Юдифь». По-видимому, опера произвела на юного Чечотта большое впечатление, так как на следующий день он отправился на квартиру композитора и сыграл ему по памяти несколько отрывков из услышанной оперы. А.Серов поражен музыкальностью юноши и тотчас предложил сделать переложение нескольких отрывков из оперы для двух фортепиано, которые были впоследствии исполнены им в концерте вместе с пианистом И.Ф.Нейлисовым. Под руководством А.Н.Серова Чечотт занимался практической композицией и инструментовкой.

В 1864 г. был издан «Настольный словарь для справок» (по всем отраслям знания),

18-летний Чечотт удостоился чести быть включенным в это издание. Но далеко не все однозначно оценивали композиторский талант Чечотта. Так, 24 февраля 1868 г. в Михайловском дворце состоялся концерт, которым дирижировал М.А.Балакирев. Были исполнены: Первая симфония Бородина, увертюра Николауса, «Восточный марш» Демидова, увертюра Рубца, «Песнь на Волге» Столыпина, увертюра и 4 антракта к драме «Вильгельм Телль» Фамицына, увертюра «Король Лир» Чечотта. Через полгода в письме к Балакиреву с горечью писал А.П.Бородин: «Вообще над симфонией тяготеет ка-

кой-то рок: все наши вещи шли в Бесплатной школе, только моей не удалось; все шли своевременно - только моя три года ждет очереди. Ни одна не осквернена исполнением в Михайловском дворцовом театре в компании Чечоттов - только моя...»

Следует отметить, что Чечотт относился к творчеству Бородина с благоговением. После смерти композитора В.А.Чечотт написал брошюру «А.П. Бородин» (1890 г.) и несколько статей, посвященных первому исполнению в Киеве оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» (сезон 1891 - 92 гг.).

В 1883 - 84 гг. в Петербурге выходит журнал «Искусство». В шести его номерах печатается известная статья Чечотта «Шопен». Наиболее интересными его работами этого периода являются также статьи «Соль-минорная симфония Моцарта), «Нерон» А.Рубинштейна», «Мазепа» Чайковского», «Концерт Тамберлика». Одновременно в журнале печатается осуществленный Чечоттом перевод неоконченного романа К.М.Вебера «Жизнь художника».

В 1884 г. В.А.Чечотт переезжает в Киев.

С осени 1884 г. по 1888 г. В.А.Чечотт преподавал игру на фортепиано в Киевском институте благородных девиц. В это же время там работал и Н.Лысенко. С осени 1885 г. началась музыкально-критическая деятельность Чечотта в газете «Заря». Следует отметить, что до переезда его в Киев в местной прессе не было критиков-профессионалов. Так, например, музыкальную жизнь Киева освещали П.А.Андриевский и Л.А.Куперник, юристы по образованию. В.Чечотт поднял музыкальную критику в Киеве до уровня петербургской и московской. Он стоял на позициях композиторов-кучкистов, выступая против засилья итальянщины, пропагандируя русскую музыку, а также лучшие образцы зарубежной музыки. Критик приветствовал постановки «Хованщина» Мусоргского, «Каменный гость» А.Драгомыжского, «Кавказский пленник» и «Сын Мандарина» Ц.Кюи, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Отелло» А.Верди.

Он указывал антрепренерам и дирижерам на неряшливое исполнение оперы Глинки «Руслан и Людмила», которая шла в Киеве в сокращенном виде («Киевлянин». 1888 г. 7 октября, №216). Между тем он не оценил по достоинствам «Евгения Онегина» Чайковского, хотя эта опера пользовалась любовью киевлян. В то же время «Пиковую даму» он принял безоговорочно. Вообще он считал Чайковского более симфонистом, чем оперным композитором.

Статей, написанных Чечоттом в киевский период, можно разделить на две большие группы: это статьи, освещающие жизнь оперного театра и концертную жизнь Киева. В первой группе статей идет речь об оперных постановках, об участии в них выдающихся певцов: И.В.Татаркова, М.Е.Медведева, В.Силиной, М.М.Лубковской, И.П.Прянишникова, о первых гастролях в Киеве Н.Н.Фигнера, Ф.И.Шаляпина, Л.В.Собинова и др. Неоднократно приезжали в Киев П.И.Чайковский, А.Г.Рубинштейн, молодой С.В.Рахманинов, дирижировавший в Киеве премьерой своей оперы «Алеко» (1893 г.), Н.Римский-Корсаков, присутствовавший на премьере «Снегурочки», Ц.А.Кюи и др. Чечотт регулярно освещал в печати гастроли выдающихся итальянских певцов - М.Баттистини, О.Боронат, Т.Руффо, А.Скотти, М.Шевелье и др.

Во второй группе статей, посвященных концертной жизни Киева, рассказывается о симфонических концертах, которыми дирижировал А.Н.Виноградский, о квартетных собраниях, о концертах учеников музыкального училища.

В 80 - 90-е годы музыкальная жизнь Киева била ключом. Особенно часто здесь гастролировали русские и зарубежные исполнители-пианисты - Е.Д. Альбер, А.Есипова, А.Грюнфельд, И.Гофман, а также выступали известные местные исполнители-пианисты - Тутковский, Паращенко; скрипачи - В.Вильгельми, В.В.Безекирский, М.Сиккард, Л.Ауэр; виолончелисты - Алоиз, Мулерт; вокалисты - М.Зембрах-Коханская, Алиса Барби, Леонид Яковлев, П.А.Хохлов, М.И.Долина, Е.К.Мравина и др.

В своих статьях Чечотт поднимал вопросы музыкальной критики. Так, в «Музыкальном обозрении» за 1888 г., в №13, 14, и 16 была опубликована статья «Курьезы нашей музыкальной критики». На страницах киевских газет он терпеливо разъяснял значение музыкальной критики (см. статьи «К вопросу о приемах музыкальной критики», «Что такое критика?», «Ответ на письмо в редакцию» и др.). Наряду с другими статьями - они актуальны в настоящее время.

Уже в 80-х годах за Чечоттом с легкой руки П.А.Андриевского (псевдоним «Игла») закрепилась слава «строжайшего музыкального критика». В письме к Н.А.Римскому-Корсакову от 7 октября 1897 г. С.Н.Кругликов назвал Чечотта «придирчивой злюкой» (речь шла об исполнении в Киеве

1-й симфонии В.В.Калинникова, которой дирижировал А.Н.Виноградский).

Значение музыкально-критического наследия В.А.Чечотта выразил автор некролога, подписавшийся «почитатель». «До приезда В.А.Чечотта музыкальная критика в Киеве носила дилетантский характер, и только при нем публика начала понимать значение этой отрасли музыкального искусства, что доказывается тем интересом, который возбуждали его статьи. Обладая колоссальной эрудицией и даром тонкого анализа, Виктор Антонович всегда давал в своих статьях элемент поучительности, кроме того язык его отличался замечательной гибкостью и изяществом в соединении с юмором. Вследствие этих особенностей его пера публика внимательно прислушивалась к его голосу - и присутствие Виктора Антоновича в концерте или спектакле сообщало последним хороший тон...»

Музыкально-критическую деятельность Чечотт сочетал с композиторской и педагогической. Он был автором двух опер - «Альминзор» и «Маргит» (по Г.Гейне и по Г.Ибсену), двух симфоний, симфонической поэмы «Степь», оркестровой сюиты «Детство», струнного квартета, марша «Памяти А.Мицкевича», оркестровой сюиты «От колыбели до могилы», фортепианных произведений и романсов для пения а также духовной музыки («Отче наш», «Аве Мария»). К сожалению большинство произведений остались в рукописях, некоторые безвозвратно утеряны. Издано было около 20 опусов.

В упомянутом выше некрологе «почитатель» писал о Чечотте-композиторе: «По стилю своей композиции В.А.Чечотт примыкает к так называемой новой русской школе и имеет много общего с творчеством Кюи, сохраняя при этом вполне оригинальную физиономию. Его мелодии отличаются красивыми, благородными изгибами рисунка и всегда сопровождаются интересными, подчас необычайными гармониями. Фактура изящна, а оркестровка очень колоритна. Настроение чаще всего мягкое и задушевное, отражавшее вполне ровный и спокойный характер его, как человека»...

С 1890 г. по 1907 г. Чечотт преподавал в музыкальном училище, где читал курс истории музыки. Среди его учеников были Р.М.Глиэр, Л.Николаев.

Последние 10 лет жизни В.А.Чечотт провел в Петербурге, продолжая музыкально-критическую деятельность в газетах «Обозрение театров» и «Наша газета». По случаю

100-летнего рождения выдающегося композитора и пианиста Ф.Листа Чечотт написал последнюю брошюру - «Франц Лист». Вскоре интенсивность работы Чечотта пошла на убыль. Умер он 19 ноября (2 декабря) 1917 г. после продолжительной и тяжелой болезни. Незадолго до смерти Чечотт получил известие о разгроме его имения в Орловской губернии.