UA / RU
Поддержать ZN.ua

В ПРЕДВКУШЕНИИ… ШЕДЕВРА

Кто не обжигался на завлекательной рекламе? Берешь в руки видеокассету, читаешь аннотацию на красочной обложке - шедевр!..

Автор: Марина Дяченко

Кто не обжигался на завлекательной рекламе? Берешь в руки видеокассету, читаешь аннотацию на красочной обложке - шедевр! То же самое вам утверждают в газетах (их великое множество), где аннотирутся новые фильмы и в телевизионных передачах, посвященных таковым («Премьер-видео», «Фабрика снов», «Новости кино», «Модное кино»). Прочтешь или даже увидишь рекламный ролик - и сердце трепещет от предвкушения. А потом смотришь - и, мягко говоря, удивляешься - где же «новизна замысла», «напряженный сюжет», «прекрасная игра актеров», за чем следить, «затаив дыхание»?

То же самое с информацией о фильмах, показываемых по телевизору: вам обещают осетрину, а она на поверку частенько оказывается верховодкой, да еще с душком...

Вот мы и решили отсматривать новинки кино и видео, дабы поделиться своими субъективными (и независимыми от рекламодателей) впечатлениями.

Сегодняшняя подборка фильмов посвящена... вампирам. Уж так получилось, что практически одновременно у нас появилось сразу несколько новых американских картин, рассказывающих о кровопийцах. Это «От заката до рассвета-2», «Блейд» и «Вампиры». При этом два последних фильма - среди лидеров кассовых сборов в Америке.

Миф о вампирах издавна привлекал кинематографистов. Может быть, это связано с тем, что и вампиры, и мир кинотеатра существуют только в таинственной полутьме, разрушаясь на солнечном свету... Клыкастой нечисти посвящено около трехсот фильмов, среди которых есть и настоящие шедевры, такие, как немой еще фильм Ф. Мурнау «Носферату, или Симфония ужаса» 1922 года (вышел повторно в 1998 г., демонстрировался в Америке, России и других странах, ожидается и у нас). Эта картина - классика немецкого экспрессионизма, в которой миф о пробуждении абсолютного зла соответствовал тревожной атмосфере накануне мировых катаклизмов - увы, он так своевременен и сегодня... В этом фильме-метафоре, гениальном по стилистике, ирреальное проступает из обыденного, из контрастного сочетания черно-белого, психологическое напряжение создается за счет недоговоренностей, символов, обращающихся к нашему подсознанию... По недавнему СНГ-эвскому интернетовскому рейтингу «вампириады» этот черно-белый фильм вышел на второе место по значимости, а на первом - черная комедия Р.Родригеса «От заката до рассвета», вышедшая на экраны три года назад. Сценарист и исполнитель одной из главных ролей в ней - К. Тарантино, культовая фигура 90-х. Сиквел - «От заката до рассвета-2: Кровавые деньги Техаса» (режиссер С.Спигел, продюсеры - все те же Р.Родригес и К.Тарантино, 1997) не просто разочаровывает - шокирует откровенной вторичностью. Пятеро отморозков решили грабануть банк. Один из них случайно попадает в забегаловку (знакомую по прежней картине), прибежище вампиров. Его, естественно, кусает кровосос, превращая в себе подобного, а новоиспеченный кусает всех остальных. Так что банк грабят вампиры - и поэтому полиции (также частично покусанной) трудно с ними справиться... Позорная малобюджетность фильма, пятикопеечные спецэффекты, убогая режиссура, бездарная игра актеров, и при этом обилие крови и внутренностей. Б-р-р-р...

Поклонники «ужастиков» многое ожидали от нового фильма знаменитого Джона Карпентера, мастера этого жанра. На его «Вампиров» (1998) было израсходовано столько денег, что на них мог бы полгода-год жить такой город, как Киев. О чем же этот фильм? Чтобы уничтожить легендарного 600-летнего (!) вампира Валека и его бессмертную армию тьмы, Ватикан направляет по их кровавым следам команду охотников во главе с Джеком Кроу - безжалостных убийц, не обремененных понятиями чести и благородства... Относительная новизна картины - в возврате к старине. Многие постановщики стали в последние годы эстетизировать феномен упырства, искать драму и мелодраму в судьбе оборотней («Дракула» Копполы и иже с ними). Образ вампира потерял очертания абсолютного зла. Карпентер же забил осиновый кол в аморфное вампиролюбие. Его фильм - это жесткий вестерн без всяких полутонов и метафизики. Охотник - шериф, вампир - бандит, они гоняются друг за другом, и однолинейность схемы нарушает лишь предательство подручного шерифа (тоже, кстати, весьма традиционное). Конечно, уровень режиссуры здесь на порядок выше, зритель запомнит целый ряд потрясающих эпизодов (например, явление нечисти из-под земли), может быть, отметит актерские работы (Д.Вудс сотоварищи), но в целом картина разочаровывает отсутствием больших идей и художественных открытий. Даже подростку, поведенному на «экшн», трудно будет кому-либо сопереживать, ибо и охотник, и бандиты ничем не отличаются друг от друга...

Совсем иное дело - Блэйд из одноименного фильма С. Норрингтона (1988). Бедняжка Блэйд (его играет У. Снайпс) - жертва. Его мать укусило чудовище в тот момент, когда она рожала сына. В кровь ребенка попало совсем немного вампирского яда, но и этого оказалось достаточно - Блэйд уже не совсем человек. Он принимает вакцину, пользуясь услугами друга (старина К.Кристоферрсон) и женщины-врача-гематолога. Но все антивампирские препараты действуют непродолжительно, звериное начало прошибает мужественного Блэйда, искушая его жаждой вкусить гемоглобинчика... Сознавая, что его «человеческое» время истекает, Блэйд объявляет крестовой поход против ночной нечисти и их предводителя Фроста (С. Дорфф) - убийцы своей матери. Но Фрост далеко не так прост - он, расшифровывая старинные тексты вампирской Библии (есть и такая!), работает над открытием светоустойчивости и сверхсилы, готовясь стать властелином мира и перекусать всех жителей нашей голубой планеты.

Фильм не разочарует подростков, обожающих спецэффекты. Вот уж где компьютерные графики разгулялись! Симпатичен и Снайпс в главной роли - каратист и культурист. Впервые в мировом кино вампиром стал негр! Но что еще можно сказать хорошего об этом, снятом не без операторского изыска, фильме? Да ничего. Очевидный проигрыш в плане сопереживания - неуязвимость Блэйда, а посему предсказуемость исхода. В целом же, несмотря на эффектные «балетные» схватки, превращения, летающих демонов, взрывающуюся плоть, даже библейские аллюзии - фильм подобен барабану. Внешне - бум!, а внутри - пустота. Увы...

И в конце - небольшое отступление. Так ли уж абстрактна тема о вапирах? По данным некоторых психологов, каждый из нас сталкивается почти ежедневно с украинскими вампирами - энергетическими, теми нашими соотечественниками, кто получает кайф, оскорбляя нас, обжуливая, обсчитывая, обманывая... Чеснок или даже серебро тут не защитит. Единственный путь - не поддаваться на их провокации, не вовлекаться в ненужные конфликты, думать о вечном. Или, например, о весне и любви...