UA / RU
Поддержать ZN.ua

В поисках средств для заделывания душевных трещин

Мы сами раскрыли ворота,мы сами — Счастливую тройку впрягли, И вот уже что-то сияет пред нами, Но ч...

Автор: Алла Подлужная

Мы сами раскрыли ворота,
мы сами —

Счастливую тройку впрягли,

И вот уже что-то сияет пред нами,

Но что-то погасло вдали…

Святая наука —
расслышать друг друга

Сквозь ветер, на все времена…

Б.Окуджава

Артисты — такие же граждане страны, как и все, и в эти переломные дни, как и всем украинцам, им предстояло делать свой выбор. Позиция многих, так сказать, индивидуалов, в основном представителей искусства эстрадного, которые работают самостоятельно и зависят только от самих себя, прояснилась по мере их появления в эфирах различных теле- и радиокомпаний, выступлений на сцене Майдана Незалежности, в одночасье ставшей главной сценой страны и приковавшей к себе внимание миллионов наших сограждан.

Интересно, как проявлялась позиция артистов так называемого коллективного творчества. Имею в виду театры. Именно они, в силу обстоятельств, таких как множественность коллективного мнения, статус государственного учреждения, нахождение преимущественно в центре столицы и возможность огромного влияния на зрителей, стали своеобразным барометром общественных настроений. Целый ряд известных актеров киевских театров приводили убедительные доводы, отстаивая собственные позиции, независимо от цветоприверженности и выступая от своего имени. Гражданская позиция некоторых актеров выражалась в просьбах к руководству своих театров освободить их от участия в спектаклях. Случались конфликтные ситуации, отмены спектаклей, но, оглядываясь на эти напряженно-тревожные дни, можно сказать — в театральном поле Киева, которое стало «большой сценой», сохраняется дух демократии, держится баланс мудрости, спокойствия и понимания своей художественной миссии — быть и оставаться при любых обстоятельствах духовным пристанищем для человека, местом примирения всех душевных терзаний, местом поиска и нахождения ответов и на важнейшие, и даже сугубо личные, мелкие вопросы.

Независимо от мнения Министерства культуры и искусств Украины, Главного управления культуры, которые не давали указаний относительно поведения в условиях общей украинской политической забастовки, киевские театры самостоятельно приходили к определению своего места в этом процессе. К решительным действиям Министерства культуры и искусств в эти дни можно было отнести отмену запланированного на сцене Национальной оперы спектакля «Фердидурке» по Гомбровичу Черкасского украинского драмтеатра, закрывающего Биеннале актуальных искусств Украины, организованного Форумом творческой молодежи. В остальном — спокойный нейтралитет и реагирование на уровне принятия к сведению сообщений о позициях театров. География сообщений была необширной, о прекращении работы сообщил только Национальный Львовский академический украинский драмтетр им.М.Заньковецкой.

Подобную бескомпромиссную позицию занял Киевский театр оперетты, коллектив которого на второй день после выборов выступил с обращением к людям Майдана, к мэру Киева, высказав поддержку акции протеста. Художественный руководитель театра Б.Струтинский: «Мы не играли спектаклей, в нашем помещении ночуют более 500 человек, мы их кормим, находимся в тесном взаимодействии со штабом «Нашей Украины». Гражданская позиция театра однозначная — поддерживаем акцию неповиновения, или вернее, недоверия». Открыл свои двери для митингующих, дав им возможность отдыха и ночлега, и Молодой театр, отменив спектакли. Отношение к происходящему — в обращении театра. Вот цитата из него: «Руководство Молодого театра солидарно со всеми демократическими силами страны, проводящими акции протеста мирным конституционным путем и призывает своих коллег не оставаться равнодушными и поддержать демократический выбор народа». Театр на Подоле, не отменяя спектаклей, также предоставил свои помещения для ночлега приезжих участников мирной акции протеста. Художественный руководитель театра В.Малахов: «Мы играем спектакли по проданным билетам, играем и шефские, приглашаем всех. Считаю, что в такой ситуации актеры тем более должны играть спектакли. В свободное время, пожалуйста, можешь быть где угодно, поддерживай любой революционный цвет, полная демократия. А так, мы сыграли спектакль, а потом на этой же сцене спят люди».

Центр современного театрального искусства «Дах» инициировал среди театральной общественности проведение митинга в поддержку акции протеста.

Частично отменять спектакли пришлось Национальной опере, ТЮЗу, Музыкальному театру для детей и юношества, Театру «Вільна сцена», Театру «Колесо». Это происходило в связи с отсутствием достаточного количества зрителей или сдачей билетов в кассы.

Четкую позицию занял Национальный театр русской драмы им.Леси Украинки, опубликовав обращение к зрителям на официальном сайте театра. Вот цитата из него: «В эти дни, которые потрясли не только всю страну, но весь демократический мир, наш театр продолжает работать каждый вечер, ощущая живое дыхание зрительного зала. Мы ежевечерне чувствуем моральную поддержку наших зрителей независимо от их политических убеждений. В нашем зале, как и в нашем коллективе, нормально сосуществуют люди с разными убеждениями — с оранжевыми и бело-голубыми лентами. И это прекрасно. Мы, как и наши зрители, независимо от убеждений будем собираться в театре для того, чтобы великое чудо — спектакль — могло вновь и вновь рождаться в его стенах для любви, счастья, надежды на добро и мир. И мы, и вы, наши зрители, наши верные друзья и поклонники, достойны мира, достатка, добра в наших семьях и в нашем общем доме с гордым названием Украина».

О необходимости не прекращать ежедневно выходить на сцену говорил и директор Музыкального театра для детей и юношества И.Дорошенко: «Мы работали. В театре есть актеры, поддерживающие разных кандидатов, есть вообще держащие нейтралитет — это право каждого. Запретить ходить на демонстрации нельзя, но работа есть работа, наше дело — участвовать в спектаклях. Дети — наши зрители страдать не должны».

Руководители Городского театра кукол, Театральной мастерской «Сузір’я», Театра «Актер», Государственного театра кукол, Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра и других коллективов настаивали на том, что место актера — на сцене и только там он максимально эффективно способен влиять на ход истории. Вот позиция художественного руководителя Театра драмы и комедии на Левом берегу Э.Митницкого: «Мы не прекращали работу. Наши актеры привозят в театр людей с Майдана, мы их кормим, чаем поим, отогреваем, они смотрят спектакли. Вот такую форму поддержки мы избрали. Мы не имеем права наказывать зрителя, лишая его спектаклей. Какой в этом смысл? А в конце каждого спектакля на поклон актеры выходят с оранжевыми лентами, и от этого гром аплодисментов удваивается». Еще одно мнение — художественного руководителя Театральной мастерской «Сузір’я» А.Кужельного: « Мы работали все эти дни и даже не обсуждали вопрос о прекращении спектаклей. Это разве демократия, если люди, купив билеты, придут к нам, а мы скажем, что ничего не будем показывать? Считаем, что все должны работать. Сама действительность призывает к уважению различных мнений, лишь в этом случае может возникнуть взаимопонимание и взаимоуважение».

Среди множества обращений, ставших популярными в наше революционное время, было еще одно, от правления Киевского городского отделения Национального союза театральных деятелей Украины, сообщающее «О принятом Союзом решении об участии в украинской политической забастовке в поддержку В.А.Ющенко. До вынесения справедливого вердикта Верховного суда» в нем выражалась просьба «отменить спектакли, концерты и т. п.». Обращение было датировано 25 ноября, до театров оно дошло 29 ноября, до некоторых вообще не дошло. Понятное дело, к этому времени многие не только не смогли определиться, но и успели сделать конкретные шаги, подтверждающие свои позиции.

И последнее. Национальный театр им.И.Франко с 23 по 30 ноября находился на гастролях в Минске, принимая участие в Днях культуры Украины. Актеры, не занятые в гастрольных спектаклях, продолжали играть и репетировать. Народные артисты Украины А.Хостикоев и Б.Бенюк сыграли на Майдане композицию репертуарного спектакля «Швейк». В предисловии актеры сказали, что в сложившейся ситуации предпочли играть этот спектакль здесь, в Украине, а не в Минске. Это породило массу домыслов в театральной среде и прессе о разразившемся расколе славного франковского коллектива. Созванная по возвращении театра из Минска пресс-конференция разочаровала журналистов, готовящихся к «битве гигантов». Понимание сложности и противоречивости момента, мудрость, проявленная художественным руководителем театра Б.Ступкой, заявившим, что раскола в театре нет и не будет, вызывает уважение. Коллектив театра сумел усмирить клокочущие страсти и прийти к единству и желанию услышать друг друга. Во имя искусства, во имя зрителей. И когда спектаклям театра аплодировали белорусы, воспринявшие творчество франковцев как глоток свободы и возможной надежды для своей страны, и когда тысячи украинцев возгласами приветствовали спектакль «Швейк» на Майдане — все это были спектакли одного Театра, одного актерского коллектива и вот это важнее всего.

Искусство, особенно искусство театра, способно творить чудеса, примирять и объединять. Актеры видели со сцены зрителей «разных цветов» и играли для них с одинаковой вдохновенной силой таланта. В этом смысл их искусства.