UA / RU
Поддержать ZN.ua

В ПОИСКАХ ПОЧВЫ

В Украине в последнее вре- мя все большую актуальность приобретает дискуссия относительно целесообразности внедрения определенных форм или элементов религиозного образования в светских учебных заведениях...

Автор: Геннадий Друзенко

В Украине в последнее вре- мя все большую актуальность приобретает дискуссия относительно целесообразности внедрения определенных форм или элементов религиозного образования в светских учебных заведениях. К сожалению, зачастую публичное обсуждение этой проблемы не дает желаемого результата: стороны высказывают свои мысли, приводят аргументы, но какого-либо заметного движения к консенсусу и — в перспективе — к разработке концепции государственной политики в этой области не ощущается.

Не дает четкого, однозначного толкования проблемы и действующее законодательство Украины об образовании. Конституционная норма об отделении церкви от государства и школы от церкви существует — при объективном и непредубежденном анализе — не более чем конкретизацией статьи 15 Конституции, которой закрепили идеологический плюрализм как одну из фундаментальных основ общественной жизни в Украине. Не прибавляет определенности и закон Украины «Об образовании», который, на первый взгляд, отрицает возможность интеграции духовной и светской школ. Но несмотря на то, что в этом законодательном акте речь идет о независимости от религиозных организаций как одном из основных принципов образования, о запрете привлекать учеников или студентов к участию в религиозных мероприятиях во время учебно-воспитательного процесса, о светском характере учебных заведений — несмотря на все это, в нем отсутствует ответ на главный вопрос: между религиозным и светским образованием в Украине следует воздвигнуть глухую стену, или эти две образовательные системы, будучи административно независимыми одна от другой, должны взаимодополнять и взаимообогащать друг друга?

Следовательно вопрос остается открытым. А преподавание (непреподавание) основ религиозных знаний в школах и формы этого преподавания зависят почти исключительно от мировоззренческих вкусов, а иногда, к сожалению, и от материальной заинтересованности руководителя того или иного учебного заведения. Такая ситуация не может считаться нормальной. И ученики, и их родители имеют право на четкие и обязательные для всех правила или хотя бы принципы преподавания религиозных дисциплин в светских школах.

Возвращение Украины к Европе может состояться лишь одним-единственным способом — через возвращение к самой себе. Ибо, несмотря на наслоения и искажения имперских и неоимперских столетий, Украина — из-за принадлежности к единой макрохристианской цивилизации — часть Европы не только в географическом, но и в более глубоком — культурном — измерении. Если мы в самом деле стремимся реализовать в Украине гуманитарные ценности западной цивилизации: верховенство права, гражданское общество, социальное государство, признание за каждой личностью неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод и тому подобное, мы должны вспомнить, в лоне какого мировосприятия все эти ценности были выпестованы и из лона какого мировоззрения они появились на свет.

Мы должны откровенно — по крайней мере с исторической точки зрения — признать, что это было христианское мировосприятие и христианское мировоззрение. Европейская система гуманитарных ценностей, все более характеризуещаяся как «глобальная», возникла из переосмысления античного опыта в свете евангельского откровения.

Каждая радикальная измена христианскому наследию приводила в европейских странах к катастрофе: Франция Робеспьера, Германия Гитлера, ленинско-сталинский СССР дают богатейший материал для изучения дерзких и трагических попыток построить на европейской почве откровенно антихристиянскую цивилизацию. Мы должны рассматривать Украину как участницу и жертву одного из таких ужасных экспериментов. Если с этим согласиться, то вырисовывается довольно четкая система приоритетов и ценностей, которые должны определять стратегию выхода нашего государства из того глобального кризиса, в котором она пребывает уже не один год.

И тут следует возвратиться к проблеме религиозного образования. По-видимому, вырабатывание эффективной государственной политики в этой сфере возможно лишь после тщательного изучения соответствующего опыта других стран. Причем наиболее ценным для нас является, естественно, опыт государств, которые на протяжении последнего столетия развивались не постепенно и стабильно, а прошли через крупные кризисы общественного развития и — что принципиально — смогли эффективно преодолеть негативные последствия пережитых катаклизмов.

Актуальным для Украины является, в частности, опыт Германии в сфере образования. В первые послевоенные годы перед родиной Гете и Канта возникла проблема: чем заполнить тот вакуум в умах и душах людей, который образовался на месте обанкротившейся нацистской идеологии. Как в сверхтяжелых экономических условиях не дать цинизму, унынию и бездуховности овладеть душами угнетенного ужасным поражением народа?

И Германия прибегает к смелому шагу: в статье 7 Основного Закона ФРГ, который был принят 23 мая 1949 года, провозглашается оригинальный — учитывая огромное влияние идей американского конституционализма на Конституцию ФРГ — принцип: «Преподавание религии в государственных школах, за исключением неконфессионных, является обязательным. Без вреда для государственного надзора обучения проводится в соответствии с принципами религиозных организаций». Рядом с процитированной нормой содержатся другие, закрепляющие универсальные, общепризнанные стандарты в этой сфере: свободу совести, вероисповедания, убеждений и мировоззрения, право лиц, уполномоченных воспитывать ребенка, определять, будет ли этот ребенок получать религиозное образование, равенство всех перед законом, независимо от религиозных взглядов, и прочее.

Современная Германия заслуженно считается классическим правовым государством. В ней создана одна из наиэффективнейших систем защиты прав человека. Как основатель Совета Европы ФРГ признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека со времен его создания. Тем не менее до сих пор конституционная норма об обязательном преподавании в школе религиозных дисциплин не вызывала каких-либо серьезных сетований или упреков об ограничении религиозной свободы. Это означает, как минимум, что обязательства в области прав человека, взятые на себя государствами — членами ООН, ОБСЕ и Совета Европы, не предусматривают обязательного жесткого (наподобие франко-американского) разграничения светского и религиозного образований. При наличии гарантированного права любой личности, а относительно детей — также их родителей или опекунов, отказаться от религиозного воспитания в светских учебных заведениях, обязательное преподавание религии в школе не нарушает права человека на свободу совести, вероисповедания и убеждений.

Довольно часто преграду к внедрению религиозного образования в светской школе видят в поликонфессионности Украины. Но и здесь стоит умно использовать немецкий опыт. В отличие от Греции, Испании, Италии, в которых религиозные дисциплины также входят в учебные программы светских школ, но в которых свыше 90% населения составляют православные (Греция) или римо- католики (Испания, Италия), Германия — многоконфессионная страна. Поэтому в большинстве федеральных земель введена система так называемого христианского общего обучения, предусматривающего, что уроки религии проходят отдельно, в соответствии с конфессионной принадлежностью учеников, а остальные дисциплины дети изучают совместно. Конечно, такой плюрализм имеет свои разумные ограничения: чтоб образовался соответствующий класс по изучению религии, должно набраться определенное количество учеников, принадлежащих к одной и той же церкви.

Следовательно, нам не стоит ломать копья в споре, который давно разрешила сама жизнь, — намного уместней была бы дискуссия о концепции интеграции религиозной и светской школ и едва ли не в первую очередь — о системе подготовки будущих преподавателей религии. Будем откровенны: сегодня традиционные духовные школы (училища, семинарии, академии) не в состоянии массово подготавливать профессиональных педагогов. Поэтому давно назрела потребность образования теологических факультетов, по крайней мере в ведущих классических университетах Украины. (И это опять же не новаторская идея, а призыв перенимать европейский опыт: от Атен до Кембриджа богословскими факультетами давно никого не удивишь.)

Еще одна проблема — внедрение в высшей школе специальных «церковных» дисциплин. Причем не религиеведения, как оно преподается в украинских вузах сейчас, а именно теологии, истории церкви, церковного пения и тому подобного. Без этих специальных знаний невозможны серьезные студии в области истории, культуры, искусствоведения, философии.

Фактически жесткое и последовательное обособление школы от церкви противоречит обязательствам, взятым на себя Украиной в соответствии со статьей 11 Конституции, а именно «оказывать содействие консолидации и развитию украинской нации, ее историческому сознанию, традиций и культуры».

Вспомним в этом контексте еще раз о проблеме, выходящей за границы собственно права. После краха коммунистической идеи наше общество очутилось на грани морального банкротства. Пропагандированная средствами массовой культуры примитивная «философия жизни»: каждый сам за себя, человек человеку волк, все способы хороши для достижения цели — отнюдь не содействует консолидации общества, его моральному выздоровлению. Лишенные религиозной (то есть абсолютной, выходящей за рамки земной жизни) мотивации, «общечеловеческие ценности» воспринимаются обществом на фоне радикального имущественного расслоения, тотальной коррумпированности власти, перманентного коллаборационизма политических лидеров как еще одна ложь для обманутого народа со стороны не обремененных «моральными комплексами» проводников. Игнорировать в этой ситуации огромный потенциал церкви по возрождению общественной морали, в том числе и через преподавание в школе всех уровней религиозных дисциплин как минимум недальновидно.

Как перенести на украинскую почву немецкий опыт преподавания религии в поликонфессионном государстве? Не станет ли преподавание Закона Божьего в школе, например, православным священником дискриминацией относительно детей из семей иного вероисповедания? Для ответа на этот вопрос необходимо, во-первых, исходить не из общих соображений, а из того факта, что в Украине около 90% религиозных общин относятся к различным традиционным (в контексте украинской истории это означает христианских) конфессий, причем 53% из них исповедуют именно православие. Во-вторых, не следует пугаться определенной конфессионной окраски религиозного обучения, а разработать четкий и простой механизм освобождения от «церковных» дисциплин детей по письменным заявлениям родителей, чем и будет гарантировано право на свободу вероисповедания для представителей религиозных меньшин.

Нам кажется уместным законодательно регламентировать заключения соглашений между Министерством образования и основными религиозными объединениями Украины, в которых были бы четко определены правила преподавания в школе религиозных дисциплин, гарантии недискриминации религиозных меньшин и сознательных атеистов, механизм взаимодействия соответствующих центральных и местных государственных органов и церкви, в частности, порядок назначения преподавателей Закона Божьего, требования к образованию и моральным качествам таких преподавателей.

По нашему глубокому убеждение, развертывание высказанных в этой статье тезисов в хорошо продуманную государственную программу поставит Украину в один ряд с высокоразвитыми государствами, которые, придерживаясь прав человека и основных свобод, уважают свою историческую традицию и вместе с тем проявляют заботу о будущем нации, активно содействуют формированию здорового морального мировоззрения у подрастающего поколения. К таким странам относятся Германия, Канада, Израиль, Австрия, Греция, Италия, Испания, Дания, Швеция, Норвегия...

Думаем, Украине не стыдно будет находится в таком обществе.