UA / RU
Поддержать ZN.ua

В ПОИСКАХ ОТВЕТОВ

Несмотря на то, что замысел спектакля «Адвокат Мартиан» по драматической поэме Леси Украинки возн...

Автор: Алла Подлужная

Несмотря на то, что замысел спектакля «Адвокат Мартиан» по драматической поэме Леси Украинки возник у его создателей давно, логичным стало сценическое воплощение поэмы именно в дни празднования 130-летнего юбилея нашей знаменитой соотечественницы. Причудливы линии судьбы, неисповедимы пути Господни, время упрямо движется по спирали, и становятся опять актуальными события III столетия, не дававшие покоя Лесе Украинке и описанные ею в начале века двадцатого. Поставленные вопросы уходят отзвуками в век двадцать первый и, наверное, будут вечно мучить человечество своей неразрешимостью. В цепи поисков ответов на вечные вопросы бытия прибавилось еще одно звено — спектакль «Адвокат Мартиан» в Национальном театре им.Ивана Франко (реж. Александр Мирошниченко). В небольшой по объему драматической поэме глубина философских размышлений придает событиям силу обобщений, а образам — смысл символов. Здесь находят воплощение проблемы отношений отцов и детей, столкновения долга и убеждений, несвободы духа, борьбы идей, противостояния личного и общественного, конфликт разума и сердца. У Леси Украинки страсти сдержанны, они «бушуют» внутри героев — двойная жизнь, сокрытие истинного. «Я потім все одно скажу інакше» — в этих словах суть Мартиана, вынужденного говорить одно, а думать другое. Эту двойственность берет за основу театрального хода режиссер А.Мирошниченко. Лицо, спрятанное под маской. Маска бесстрастна, за ней может скрыться сила и спрятаться слабость. Так все персонажи выходят на сцену, держа перед лицом маску, и лишь потом, на авансцене зритель видит лица. Но опять вопрос: где истинные лица?

Двойственность, внутренний конфликт подчеркивает и сценография спектакля (Елена Дробная). Разомкнутое пространство, два помоста, две условные линии, которые теоретически где-то должны пересечься, но пока это как два разных края, между которыми пропасть непонимания и противостояния, разлом убеждений. Простота, лаконизм, графическая четкость оформления подчеркивают сдержанность, неспешность, возвышенность манеры игры актеров. Режиссером предлагается стиль, напоминающий античный театр, актеры «становятся» на котурны возвышенных переживаний, бытовизму и обыденности здесь нет места. Мизансцены, как оживающие картины античной истории, длинные траектории посыла реплик в диалогах, изобретательная, усиливающая эмоциональное воздействие партитура света (Игорь Ваховский), все это рождает ощущение значительности и важности происходящих событий, центром и стержнем которых становится Мартиан (Степан Олексенко). Актер создает образ не просто человека, а человека-глыбы, сильного духом, убежденного приверженца веры, ставящего долг превыше всего. Но одномерность характера вряд ли была присуща знаменитому адвокату. С.Олексенко показывает всю сложность и неоднозначность образа. Он играет сдержанность силы, бурю чувств, бунт сердца и настоящее страдание своей раздираемой противоречиями души. Палитра чувствований актера разнообразна и насыщенна, а в некоторых сценах высоко трагедийна, при этом он избегает ложного пафоса и демонстрирует убедительную органику этого сложнейшего образа.

Об актерском ансамбле в спектакле, к сожалению, говорить не приходится. Не удается избежать бытовых интонаций, выбивающихся из заданного общего тона, Владимиру Николаенко (Констанций), Назару Заднипровскому (Валент), Наталье Ярошенко (Люцилла). В манере, созвучной игре С.Олексенко, убедительно и органично создают свои образы Лариса Кадырова (Альбина), Алексей Петухов (Изоген), Александра Олексенко (Аврелия). Особенно нужно отметить культуру слова, умение актеров логически донести все смысловые нюансы непростого текста Леси Украинки.

Пластическое решение спектакля (Василий Подберезкин) поддерживает музыкальное оформление (Владимир Гданский). Здесь и языческие мотивы, и современные ритмы, и откровенная театральность приема. Пантомимические вставки переводят ритм спектакля несколько в иную плоскость, заставляют существовать конфликтно два театральных способа. Но в результате острота этого конфликта лишь способствует цельности восприятия.

Создатели спектакля «Адвокат Мартиан», вслед за Лесей Украинкой, с такой же концентрацией и насыщенностью духовных человеческих проблем поставили перед зрителем вопросы, смысл которых, как оказывается, течение времени меняет мало. Мудрость Леси Украинки бесспорна, она не читает нотаций и не дает рецептов. Как истинный художник, она лишь ставит вопросы. Отвечать же на них каждому из нас придется самому.