UA / RU
Поддержать ZN.ua

В плену аллюзий

До 16 декабря 2007 года в На­циональном художественном музее Украины экспонируется выставка с довольно претенциозным названием «Аллюзии амигдалы»...

Автор: Ольга Петрова
А.Роджерс. «Врата времени — Омега»
До 16 декабря 2007 года в На­циональном художественном музее Украины экспонируется выставка с довольно претенциозным названием «Аллюзии амигдалы». Она была организована в связи с открытием в сфере физики мозга человека. В нем исследователи выделили уникальный миндалевидный орган, руководящий эмоциональной жизнью и памятью. Этот факт спровоцировал авторов к экспозиции, в произведениях которой оживает одухотворенная эмоция и художественная традиция как память поколений.

Экспонаты выставки — живопись Аллы Роджерс и скульптуры Евгения Прокопова — привезены из Америки. По судьбе, по характеру и творческому темпераменту художники крайне непохожи. Монохромные абстракции Роджерс с деликатным

А.Роджерс. «Космический танец»
введением цвета, сусального золота и серебра, по определению автора, — «исследование в сфере медитации». Пафос творчества живописца — ее прозрение на ниве интуитивного и попытки изобразить космические сущности Пространства—Времени. 16 полотен и 11 рисунков в технике пастели тихим аккордом гармоничного настроения подчеркивают энергетическую силу скульптурных композиций Е.Прокопова. Алла Роджерс родилась в Германии в семье поэта-эмигранта Владимира Беляева.
С 1955 года она живет в Америке. Евгений Прокопов — заслуженный художник Украины, киевлянин. Он был и остается украинским скульптором, хотя с 1999 года живет в США. Так же, как его великие предтечи Александр Архипенко или Давид Бурлюк, Евгений Прокопов подчеркивает собственную
Евгений Прокопов
принадлежность к Украине. Еще до начала 90-х годов ХХ века он в качестве известного мастера принял участие в 60 значительных экспозициях как дома, так и за рубежом.

Скульптурная коллекция, которую на этот раз маэстро предложил Киеву, поднялась на устоявшейся для него философско-нравственной программе. С первых творческих шагов автора и до сегодняшних дней в его искусстве доминируют темы священной истории христианства. Художник, работающий на изломе ХХ—ХХІ веков, в «Книге бытия» ищет ответы на проблемы нашего сложного времени. Образ Богочеловека-Христа — постоянный персонаж его экспозиций.
И это неудивительно. Ведь киевско-византийская культурная традиция остается базой и источником

Е.Прокопов. «Нагорная проповедь»
для творчества скульптора.

Уже десять лет на мастера влияет аура Чикаго, реалии современной Америки. Впрочем, как по ментальности, так и по духовным приоритетам он позиционирует себя в качестве воспитанника киевской скульптурной традиции с ее вниманием к проблемам
гуманизма.

Е.Прокопов из поколения 80-х годов, противопоставившего творческую свободу агонизирующему соцреализму брежневского пошиба. Вспомним хотя бы романтически-дерзкий поступок молодого скульптора, когда он на собственный риск установил монумент в память о погибших на земле тогда еще разрушенного Михайловского монастыря.

Е.Прокопов. «Бегство в Египет»
Фигура, которая в просящей молитвенной позе вознесла лицо к Богу, стала предвестием восстановления киевской святыни, предвестием свободы. Не случайно киевляне сразу начали зажигать там свечи. С тех пор с христианской тематикой Е.Прокопов не расставался. «Нагорная проповедь», «Бегство в Египет», «Тайная вечеря», «Семья», «Оплакивание» и другие экспонируются сегодня в Киеве.

На желанную Святую землю Евгений Прокопов попал лишь в 2005 году. Под ноги легли раскаленные солнцем камни Иерусалима. Библейские вре­мена заступили настоящее, когда скульптор прошел по пути страданий Христа по Виа Долороза, коснулся стены с отпечатком десницы Учителя, вошел под свод храма на Голгофе. Его свеча вспыхнула на ступенях Усыпальницы Бого­матери среди тысяч других. Именно тогда возникла идея о голографическом изображении, в котором извечные темы Рождества и Поклонения пастухов, выполненные языком современной технологии, разрушили бы временную границу между праисторией и настоящим. Премьерный показ этих двух композиций состоялся в Киеве. Иерусалим как центр Вселенной художнику, который способен внимать голосу Времени, открывает самое сокровенное, начерчивает путь будущего творчества.

Е.Прокопов. «Райское яблоко»
Художественная форма композиции в каждой конкретной ситуации рождается глубоким и искренним переживанием той или иной темы. Сформированный в 80-х годах ХХ века, когда авангард, в частности творчество гениального Александра Архипенко, был под запретом, Е.Прокопов считает учителем великого украинца-изобретателя модерной формы. Отсюда любовь к контррельефу, к пространственным паузам, к напряженным ритмам в скульптуре из металла. Того же происхождения диалог между традиционной тематикой и модерным пластическим языком, очевидный в работах маэстро.

Посетитель выставки увидит, какими изысканно требовательными, вплоть до экстравагантности, вышли из-под руки Е.Прокопова композиции

Е.Прокопов. «Изгнание из рая»
«Мираж», «Жемчужина», «Раритет», «Генеза». Они родились под влиянием дороги в песках Египта. Скульптору, которому свойственно осмысливать космическую бесконечность времени, пустыня и древнейшее искусство в долине Нила надиктовали многое. Е.Прокопов обладает способностью ощущать в себе временные потоки, словно углубляясь во мрак праистории. Композиция «Мираж» — авторский парафраз синего и золотого с маски фараона Тутанхамона. Эта маска, с которой на нас смотрят тысячелетия, как и пустыня, побуждает не только к осознанию мгновенности собственного бытия на земле, но дарит и неистовую радость от самого факта твоего существования. Эти ощущения, охватившие Е.Прокопова в пустыне, придут к зрителям в зале Национального художественного музея Украины перед композициями «Раритет», «Мираж», другими. «Я все больше приобщаюсь к стихиям то ли земли, то ли неба, то ли легенд. Они властвуют надо мною, пока я не сольюсь с ними, смешивая собственный пульс с мощным бытием вездесущего существования то ли природы, то ли культуры», — говорит Евгений Прокопов. Собственно говоря, в этом открывается мировосприятие Аллы Роджерс и Евгения Прокопова.

Художнику, видящему не глазом, даже не душой, а экстазом проникновения в таинство непостижимого, космос дает счастье вечной жизни в его произведениях, а зрителю — радость растворения в волнах художественно-информационных потоков.