С 18 по 21 мая в помещении Театра на Подоле шли спектакли в рамках «Київської парсуни» — фестиваля камерных и моноспектаклей.
Черновицкий государственный музыкально-драматический театр имени Ольги Кобылянской познакомил зрителя с пьесой «Я жду тебя, любимый» Дарио Фо и Фернана Рамо (постановщик: Петр Мага, актер этого театра, в заглавной роли Людмила Скрипка).
Служанка трех господ: ребенка, мужа и его брата, Мария грезит наяву о жизни, что течет снаружи. Воплощению желаний противостоит чувство долга, о долгах мужа периодически напоминают кредиторы, обрывающие телефон, формула счастья выискивается в дамских журналах, так же далеких от реальности, как и женщина, запертая в четырех стенах. Мечты оборачиваются кровавой явью, ружье, которое висит, как это принято во всех приличных домах, между пиджаком и приемником, стреляет.
Мощной энергетике Людмилы Скрипки нашлось достойное применение в спектакле, ее темперамент и природная органика с первых минут создают уровень доверительности, которого она придерживается до конца пьесы. В постановке хорошо организовано пространство, но диссонирует и отвлекает фонограмма, составленная из хитов разных лет, сладко-горьких любовных перепевов.
Амстердамский камерный театр показал «Человека, который желал» —фантазию, основанную на пьесах Чехова с учетом опытов Беккета. Театр основан в 1992 году питерским режиссером Владимиром Койфманом. Интернациональная труппа (пятеро актеров, занятых в спектакле, представляли пять европейских стран) с успехом практикует импровизации на темы известных авторов. Среди прочих отметим «Шарообразную симфонию» по Д. Хармсу и А.Введенскому, «Ночь перед Рождеством» Н.Гоголя.
Медицинский интерес к человеку как к виду объединяет Чехова и Беккета. Бесстрастные интонации и беспристрастный взгляд на природу чувств сошлись воедино в 1996 году в режиссуре В.Койфмана, решившего в «Человеке, который желал» пойти логическим путем: прочитать драматургию Чехова сквозь оптику Беккета.
Три старухи, — в красном, желтом, черном — справляют свой день рождения и в ожидании подарка несут всякий вздор, пьют водку, ссорятся, мирятся. Дворецкий, присутствующий при этом, помогает им вернуться в прошлое, вдохнуть воздух былого. Свидетель и участник их мелких историй, Писатель не в силах ухватить потаенный смысл ускользающей жизни.
В прошлом остались праздник цвета, конфетти, снежные хлопья. Конец жизни застал их на том же перекрестке: красный, желтый, черный. Нет движения, есть ожидание. Другой биографии не будет, полые дни сложились в карточный домик десятилетий, ярость губной помады сменила утреннюю свежесть, конфетти обернулось в пригоршню праха.
Скальпель Беккета взрезает нарывы, исследованные Чеховым, и открывает пустоту — нет крови, гноя нет. Сто лет разрушения смыслов привели к смене культурного посыла: поиск счастья понимается как поиск удовольствия.
По словам режиссера, его более волнует, что обретают актеры, взаимодействуя с материалом, но не зрители. Но, достигнув взаимопонимания с труппой, режиссер входит в контакт и с подбором случайных людей, составляющих аудиторию. И грустные мысли о тщете и зряшности жизни находят свою тропку к сознанию, и откликается зритель, и творится спектакль.
Театр на Подоле представлял «Контрабас» Патрика Зюскинда. На сцене то вместе, то порознь два актера, но главное место в пьесе принадлежит контрабасу — царю зверей симфонического оркестра. Монологи в исполнении Игоря Славинского чередуются с музыкальными номерами в исполнении Егора Славинского. Самодостаточный литературный материал — признание в безоглядной любви к музыке — оставляет немного места для актерских изысков.
Заданность темы не оставляет иного выбора И.Славинскому, как соскальзывать с декламации к перемигиванию с аудиторией.
Спектакли, показываемые в здании Театра на Подоле, всегда озвучиваются поездами метро, с гулом проносящимися глубоко внизу. Этот ритм большого города придает зрелищу неповторимый эффект реальности — повседневная жизнь врывается в условности театра.