UA / RU
Поддержать ZN.ua

В ОЖИДАНИИ ЧЕТВЕРТОЙ ВОЛНЫ

Для тех, кто интересуется украинской эстрадой последних трех десятилетий, а также историей междун...

Автор: Олег Красиловский

Для тех, кто интересуется украинской эстрадой последних трех десятилетий, а также историей международных фестивалей с участием украинских исполнителей (в данном контексте - исполнительниц), живы еще в памяти знаменитые поп-роковые «сессии» на звание титула «Мисс Рок-Европа», проходившие в Киеве в конце 80-х - начале 90-х годов.

Историческая справка. Прежде чем достигнуть современного состояния, женский поп-рок прошел четыре более или менее отличимых друг от друга самостоятельных цикла. Каждый имел свои особенности, свою музыку и своих носителей. Первая волна феминизированного саунда проявила себя где-то в середине 50-х годов. Источником творческого вдохновения таких незаслуженно забытых звезд, как Connie Francis, Petula Clark, «Millie», Peggy Lee, «Staple Singers» и т.п., были традиционные эстрадные стили тех лет. И уже тогда существовали как смешанные коллективы, так и чисто женские.

Доминирующими стилями первой женской волны, как и всей поп-музыки тех лет, стали кантри, блюз, городской фольклор и соул.

Как мы помним, на последнем из трех киевских раундов (1992 г.) среди многочисленных претенденток (а это были представительницы Австрии, Франции, Голландии, России и других стран) гордое звание «Мисс Рок-Европа» получила львовянка Вика Врадий (более известная как «сестричка» Вика), живущая сейчас в Нью-Йорке, а тогда участница первого состава знаменитых в недавнем прошлом «Братів Гадюкіних» (позже лидерство перешло к «Кузе» - Сергею Кузьминскому, а Вика занялась сольной карьерой под неусыпным оком продюсера-мужа Владимира Бебешко). Именно она является ярчайшей представительницей второй женской волны на нашей эстраде. К первой же по праву отнесем Софию Ротару с сестрой Аурикой, Нину Матвиенко, Оксану Билозир, Лилию Сандулесу, Аллу Кудлай, Надю Шестак и Татьяну Кочергину с группой «XX век». Сюда же причислим Ирину Шведову и блистательную Наташу Рожкову, которой так и не суждено было стать второй Аллой Борисовной, несмотря на театральность, нарочитую экстравагантность и даже эксцентричность выступлений (обе потерялись где-то в московской околомузыкальной тусовке).

Историческая справка. Крестной бабушкой второй параллели женского саунда можно считать легендарных исполнительниц акустических фолк-баллад Joan Baes и Joni Mitchel. Если принять во внимание тот факт, что пластинки этих своеобразных «высоцких в юбках» появились в США в 1961 году, то именно с этого времени начинается условный отсчет второго цикла как всего «роман»-рока, так и его второй параллели. В некотором смысле эпохой в американском фолк-роке и психоделии стала смешанная по составу группа «Mamas and the papas», где одной из «мам» была замечательная Cass Ellyott, подражавшая популярным тогда «The Supremes».

Американским ответом в

1967 г. стал эпохальный диск «Velvet Underground», в котором пела немка по происхождению Nico. Он указал путь развития всей второй параллели рок-музыки США и разработал классические основы арт-психоделии. Несмотря на огромную популярность обычных поп-звезд типа Tina Turner, Cher, Helen Reddy, Cilla Black и других ныне здравствующих бабушек-поп-ветеранш, ниша Janis Joplin, Nico, Grace Slick утвердилась навсегда. Английскими же прототипами Nico можно считать Marian Faithfull и Mary Hopkin, которые были сразу же забыты после начала вторжения американского диско и зарождавшейся панк-музыки. У нас вторую параллель в начале 90-х представляла также молодая поросль «скороспелок» вроде диско-див Саны (Оксана Дегтярь) и Руси (Руслана Порывай). Последняя, ныне гражданка Канады, более известна благодаря композитору и мужу Косте Осауленко и родной сестре Наташе, успевшей удачно еще в недополовозрелом возрасте «выскочить» за самого Игоря Николаева. Это период первых стадионных успехов вместе с «Ласковым маем» и «Вечерней школой» и первых же неумелых видеоклипов. Далее - «традиционная» и даровитая Ольга Макаренко, патронируемая самим Николаем Петровичем Мозговым; Таисия Повалий с громкой победой на «Славянском базаре» образца 1993 года; роковая, но отнюдь не роковая Наташа Самсонова; еще одна бывшая львовянка Карина Плай, претендующая на секс-символ; почти настоящий секс-символ Астрая (Алена Петрова); романтическая Ирина Сказина; Саша Белина, заменившая для В.Бебешко Вику Врадий; Оксана Кулакова, тяготеющая к поп-джазу; Алла Попова (Гран-при (!?) «Голос Азии-95» в г.Алма-Аты); Оксана Хожай, «увлекшаяся» впоследствии кикбоксингом, и, наконец, Ирина Билык, оставшаяся, в отличие от Вики, незамеченной на первом фестивале «Червона рута» (Черновцы, 1989 г.) и молниеносно ворвавшаяся затем на звездный Олимп благодаря исключительному терпению и стараниям Юры Никитина и его команды. Львовский аналог И.Билык - актриса драмтеатра, назвавшаяся «Ірчик зі Львова», якобы для того, чтобы избежать возможной путанины с «оригиналом». Но поскольку внешней похожестью не пахло, как, впрочем, и песенной, пришлось сменить сценический псевдоним на заграничное «Ирэна», хотя, как оказалось, без пользы для дела. Итак, на сегодня это, пожалуй, костяк феминизированного эшелона украинской эстрады.

Историческая справка. После нескольких успешных лет для традиционно-роковой американки Patti Smith (1975-1977 гг.) на авансцену вышли почти одновременно первая панк-леди Британии Siouxsie Sioux (Susan Janet Dallion) и американка Debbie (Deborah) Harry в составе «Blondie», проповедовшая отголоски диско в спектре электронной «новой волны». Наряду с существованием тысячи звезд кантри, фолк и новомодного диско, таких, как Emmilon Harris, Barbara Mandrell, Gloria Gaynor, Donna Summer, «Ritchie Family», в 1978-1980 годах начинается также карьера нового, третьего по счету цикла женских звезд Америки: Cindy Lauper, «Runaways», Wendy O.Williams, Go Go's, «Bangles», «Girlschool», «Texas», «The Pretenders» и др.

Европейская женская сцена конца 70-х переживала процессы, во многом идентичные американской. На смену относительно «мягким» «Shocking blue» (во главе с замечательной мадьяркой по происхождению, живущей в Амстердаме, Маричкой Верес), «Fleetwood Mac», «The Seekers» обновленная британская рок-богема имела честь получить первую в Европе чисто женскую панк-группу «The Slits».

Болеe же официальная часть публики предпочитала «мягкий заменитель Marian Faithfull», как называли в прессе Kate Bush.

Панк-рок фрау Наgen носил отпечаток Европы, Карибов, Африки, Германии, России, Азии... Она оживила рок-сцену Нью-Йорка не столько экстравагантными выходками, сколько музыкой, в которой американцы впервые услышали то, что им еще никто не предлагал.

Именно она оттяпала хороший кусок рок-истории в развитии американского панка, оттеснив самих «Ramones» на второй план. Другой представительнице Восточной Европы, хорватке по национальности, Lene Lovich (Marlene Premilovich), удалось несколько лет кряду удерживать популярность, пик которой пришелся на середину 80-х годов.

Прежде чем перейти к третьей волне на нашей эстраде, надо упомянуть о некоторых необратимых процессах. Это прежде всего «период полураспада» и окончательного развала СССР. Характеризуется он, во-первых, оттоком талантов в Россию и на Запад (безвозвратным, к сожалению). Среди прочих - упоминавшаяся ранее Вика Врадий, ее землячка из Львова Анжелика Варум, киевлянки Наташа Королева (Порывай), Таня Овсиенко, Лолита (в составе дуэта «Академия»). Из первой волны: София Ротару и Аурика, сохранившая, правда, киевскую прописку, одесситка Лариса Долина, Ирина Шведова, Наташа Рожкова и многие, многие другие менее известные, но не менее талантливые. Вторым краеугольным камнем явилось языковое разделение, а также полное отсутствие репертуара и основ для его формирования. Певицы стали перед выбором: на каком языке петь? На русском - не патриотично, хотя «раскрученный» по объему потенциальных слушателей он (язык) вне конкуренции.

В наших «походных условиях» удачным становилось соединение этих казалось бы полярных сторон, что наиболее характерно отразилось на творчестве все той же Ирины Билык. Так сказать, «ни вашим, ни нашим», точнее, «и вашим, и немного себе». В этой связи характерно метание из стороны в сторону Таи Повалий: прежде всего стремление заработать народное звание и титул «самый золотой голос», а уж затем «ветерок холодный - свитерок свободный» (или наоборот, даже не запомнилось). Хотя песня Евгения Рыбчинского «Чертополох» из последнего репертуара певицы «тянет» на лучший украинский хит 90-х!

С третьей женской волной связано появление у нас молодых дарований, не гнушающихся попеть в «живой» микрофон. Наталья Могилевская, Ани Лорак, Самая-Т, Катя Бужинская, Руслана Лыжичко, Лана Меркулова и (как ни странно) Ирина Блохина - наиболее яркие представительницы третьей волны. Так же, как дуэт «Роксолания», трио «Каре», «Магия» (г.Ивано-Франковск) и совсем новые: девичий «Новый проект» (г.Николаев), смешанный проект Александра Ягольника «Игрушки» и по-настоящему смешанные, отнюдь не смешные, а очень серьезные девчонки из «Капуччино». Особенно приятно отметить альтернативное крыло третьей волны - Инессу, Катю Chilli, Марину Одольскую, Юлию Лорд, Лесю Герасимчук, Лизу-Олену, дует «Автентичне життя» и смешанную группу «Ла-Манш» (проект Дмитрия Ципердюка).

Историческая справка. Четвертый цикл феминизированного саунда на Западе начался в нью-йоркском клубе «GBGB's», где в качестве обслуживающего персонала работали и женщины. Одна из них - «темноволосая пантера» Lydia Bunch - первой решилась нарушить негласный закон шоу-бизнеса для роковых женщин - мелодичность. Эклектизм и римтичные скачки Lunch с успехом переняла «самая громкая дама 80-х» Wendy О' Williams и ее группа «Plasmatics». В официозной эстраде на смену роскошной блондинке Debbie из «Blondie» пришла скандальная Madonna, за ней, темнокожие Tony Braxton, Witney Huoston и белокурые «антиподы» - Mariah Carey и Celine Dion. Из Австралии доносились хиты бесшабашной Kaily Minoque. В Европе господствовали Kirn Wilde, Sandra, С. С. Catch и пышногрудые Sabrina и Samantha Fox (обе гостившие в 1994 и 1995 гг. в Украине). С увлечением стилем «электропоп» связывают появление Alyson Moyett (из дуэта «Yazoo») и конечно же несравненной Anni Lennox (из электронного дуэта «Eurithmics» с Дейвом Стюартом). В скандинавских странах вслед за легендарными «АВВА» преобладали большей частью однодневки типа «Roxette», «Ace of Base» и певица Wigfieid (помните недавний хит «Sexy Eyes»). Ну а Британия порадовала в свою очередь появлением Shinid О' Conor, Sаdе и милашки Bjork. Сейчас эти направления развивают и продолжают «Cranberies», «Portishead», «Garbage», «No Doutt», «Cardiguns», «Republica» и др. Ha «новейших и попсовейших giris-dance-проектах» типа «Spice Girls», «The Saints» и др. останавливаться не будем. Среди альтернативных «indi» исполнителей заметна Кортни Лав, вдова Курта Кобейна, основателя «Нирваны».

Кстати, имеется версия, что Кортни, тогда еще никому не известная (1989 г.), посетила Киев в составе нью-йоркской группы «Sonic Youth». Выступление было организовано совместно с «В.В.» в концертном зале киевского политеха. Кортни за три года до знакомства со своим будущим мужем дружила с бас-гитаристкой этой группы рыжеволосой Ким Гордон и ездила за ней статисткой по концертам.

Итак, мы подошли с вами, дорогой читатель, к четвертой волне, время которой только-только начинает свой отсчет. Пока же на горизонте - полный штиль и безветрие. Куда же повлекут нас новые волны безбрежного океана мелодий? Может быть, когда-нибудь и наша певучая страна войдет в мировую историю популярной музыки, в которой женские партии несут в себе столько прекрасного и непредсказуемого...