UA / RU
Поддержать ZN.ua

В НАЦИОНАЛЬНОМ ШОУ-БИЗНЕСЕ СКОРО ГРЯНЕТ БУРЯ?

Директор творческого объединения «Дзыга» Маркиян Иващишин в откровенном интервью берет под сомн...

Автор: Галина Вдовиченко

Директор творческого объединения «Дзыга» Маркиян Иващишин в откровенном интервью берет под сомнение устоявшиеся авторитеты, отрицает правильность пути, избранного большинством специалистов от эстрады, и, невзирая на все это, делает оптимистические прогнозы.

Львовское объединение «Дзыга» концентрирует усилия творческих людей, которые нестандартно, свежо и независимо мыслят в живописи, скульптуре, музыке, поэзии... Проводит творческие акции, перформенсы, выставки, концерты, которые вызывают заметный резонанс в культурной жизни Львова. Директор объединения как-то бросил в сердцах: «Наш национальный шоу-бизнес необычайно примитизирован». Это высказывание и послужило поводом для беседы.

- Насколько национальный шоу-бизнес конкурентоспособен с вашей точки зрения?

- Давайте сразу договоримся - будем оценивать явления по более высоким, чем существующие, меркам. Если постоянно делать скидки на объективные трудности, то мы никогда не поднимемся над нынешним уровнем.

После такого вступления могу с ответственностью заявить, что наш украинский шоу-бизнес не выдерживает серьезной конкуренции. И дело вовсе не в том, что у нас нет талантов, а в том, что сложилась ситуация, когда определенная группа людей кулуарным способом создала монополию, которая и определяет направление развития украинского шоу-бизнеса. Однако, ни с одной (и в первую очередь - интеллектуальной) точки зрения они не могут быть определяющими в развитии украинской культуры. И именно по этой причине они отчаянно сопротивляются появлению какой-либо альтернативы.

Я не являюсь поклонником американской модели развития шоу-бизнеса, но украинская современная модель является просто бесперспективной. Наша поп-музыка развивается в форме «постмосковской попсы». И в этом ее поддерживает технология работы столичных продюсеров, а именно - упрощение исходного материала, ставка на простые ритмы, простые темы. Столичная музыкальная «биржа» вытаскивает из провинции заметных, неординарных музыкантов и исполнителей, однако не пытается в дальнейшем использовать их возможности в полной мере. Не развивает их, а изначально подгоняет под определенный стандарт - лишь бы большинству пришлось «по вкусу».

Группа «Скрябин» из Новояворовска - это, без преувеличения, явление для всей Западной Украины. Перебравшись в Киев, ребята не только не стали на ступень выше в творчестве, а наоборот, похоже, теряют то неповторимое, что было им присуще, постепенно превращаясь в этаких пай-мальчиков.

В свое время мощно заявила о себе Таисия Повалий на львовском «Вывихе», на фестивале «Мария». Не заметить ее своеобразия тогда было невозможно. Однако ею стали заниматься киевские продюсеры - и певица с великолепным голосом и прекрасными возможностями стала «просто Тая», пошла по пути звездочки типа российской Алены Апиной. Но она же на большее способна! Я считаю, что она вместе со своими продюсерами вопреки своей природе сознательно идет на примитивные вещи.

Мы во многом до обидного вторичны. Наш L. Кравчук откровенно напоминает Сергея Пенкина, только ему органичности не хватает. На мой взгляд, пошел вспять творческий рост Александра Пономарева - а как заметно начинал он с Владимиром Цыбулько! Когда-то Владимир Бебешко работал с Викой Врадий (сестричка Вика) кардинально по-иному, чем работает сегодня с «Левком Дурком». Несколько лет назад Вика со своим продюсером и аранжировщиком формировали вкус, удивляли. Кого сегодня может удивить «Булочка» Левка Дурка?

Прошлый год в нашей эстраде прошел под знаком Ирины Билык и Таисии Повалий. О Повалий я уже сказал. Что же касается Билык, то хотя она и профессиональная актриса, но за два года не дала повода для того, чтобы слушатели заметили сколь-нибудь заметные изменения и рост в ее творчестве, кроме смены причесок и нарядов.

Во Львове в прошлом году заметным явлением стала «Пиккардийская Терция». Ребята много работают, однако все полученные ими за год награды, дипломы я склонен рассматривать скорее как аванс на будущее. В лидеры они вышли не потому, что работают исключительно безупречно, а потому что конкурентов сегодня не видно.

Если в ближайшее время в шоу-бизнесе не произойдет заметных изменений, если мы не пересмотрим свое отношение к эстрадному творчеству вообще и к тому, как его подавать, то можем превратиться в подобие Бразилии с ее страстью к мелодрамам. Банальность «латино-американских сериалов» стала у них эстетикой всего общества, целое поколение выросло на примитивном изображении примитивных страстей. В нашем шоу-бизнесе происходит нечто подобное.

- Значит, сегодня не выгодно вкладывать деньги в украинских исполнителей?

- Почему? Выгодно! При условии, что вкладываешь деньги только в тех, чьи амбиции очень высоки, кто способен отстаивать свои взгляды и не довольствоваться тем, чтобы просто «засветиться» и «взять» какие-то деньги. И во-вторых, он должен что-то вложить в общее дело, кроме своего творческого и интеллектуального потенциала. Таисия Повалий, Ирина Билык, «Скрябин» - все они выгодные. Но их планка стоит недостаточно высоко, кроме нашей диаспоры, их никто за пределами Украины не воспримет, их кассеты и компакт-диски не определяют какого-то направления в музыке, определенной эстетики... И в этом феномен украинского шоу-бизнеса, в отличие от арт-бизнеса и культуры андэграунда.

- Однако, уже зазвучали первые нотки относительно того, чтобы оценивать события в музыкальной жизни по законам цивилизованного шоу-бизнеса. Вот некоторые певцы уже пробуют отказаться от выступлений под фонограмму, понимая, что «живые концерты» - вот чего нам сейчас действительно не хватает...

- Работа на концерте «вживую» - это одно из обязательных условий цивилизованного шоу-бизнеса. Там обманутый слушатель потребовал бы возвращения денег за билет и моральной сатисфакции за отработанный под «фанеру» концерт. Ведь под фонограмму невозможно добиться ощутимой энергетики концерта. Думаю, что допустима только практика работы по системе «минус один» - (запись музыки и живой вокал). И только в случае, когда группы не существует и певец вынужден выходить на сцену один.

Понятие «концерт» мы дискредитируем, понятие «шлягер» - тоже. Самый простой путь к успеху - составить музыку в ритме сердцебиения и думать, что обмениваешься с залом неподдельной энергетикой. А на самом деле предложенный уровень восприятия - чисто физиологический, далекий от духовного.

- Именно в этом году по прогнозам некоторых певцов, продюсеров, представителей студий звукозаписи и музыкальных критиков наша эстрада сделает существенный качественный бросок вперед. Согласны ли вы с этим предположением?

- Я думаю, что это похоже на правду. Во Львове, например, большие надежды связаны с проектом «Дзвінкий вітер», инициаторами и продюсерами которого стали певица Руслана Лыжичко и музыкант, вокалист экс-«Клубу шанувальників чаю» Александр Ксенофонтов. Они задумали провести грандиозную акцию, которая бы существенно подняла шкалу требований подобным шоу.

Им удалось увлечь своей идеей единомышленников, людей творческих, непривыкших делать что-то вполсилы. Повезло ребятам и с окружением - они работают в среде, которая организовалась вокруг Радио «Люкс», которое в последнее время начинает определять эстетическое состояние современной музыки в Западной Украине, объединять вокруг себя творческих людей достойного интеллектуального уровня.

Если Руслане удастся прорваться вперед с ее принципами: живая музыка высокого качества, профессионализм, неподдельная экспрессия и чувственность, гармония текстов с музыкой, синтез нескольких видов искусства - то за ней пойдут другие. К тому же я не знаю у нас сегодня других музыкантов, которые имели бы возможность работать в таких условиях, как Руслана и Александр, потому что, кроме творческо-интеллектуального потенциала, у них есть технологические и финансовые возможности для того, чтобы не гнаться за дешевой популярностью, а работать прежде всего в свое удовольствие.

Если все задуманное удастся, то именно этому проекту суждено будет, на мой взгляд, стать событием года и создать определенный прецедент в популярной музыке. Посмотрим через несколько месяцев, насколько близким к истине окажется этот прогноз.