UA / RU
Поддержать ZN.ua

В гараже ржавеет... шедевр

Даже те, кто слышит имя заслуженного деятеля искусств Украины, лауреата Шевченковской и множества других премий Анатолия Игнащенко впервые, наверняка знают его выдающиеся творения...

Автор: Павлина Семиволос

Даже те, кто слышит имя заслуженного деятеля искусств Украины, лауреата Шевченковской и множества других премий Анатолия Игнащенко впервые, наверняка знают его выдающиеся творения. Именно он в свое время разработал интерьер и дизайн бывшего музея им. В.Ленина в столице (нынешнего Украинского дома). А.Игнащенко — автор одной из «визитных карточек» Киева — центральной скульптуры мемориального комплекса Бабий Яр. Его проект музея Николая Островского в Шепетовке вошел в десятку лучших дизайнерских работ мира. Памятники Игнащенко украшают французские Реймс и Париж, канадский Саскатун, он разработал творческую концепцию Аллеи деятелей мировой цивилизации в Нью-Йорке. Анатолий Федорович — человек с общемировой известностью. Но, увы, нет пророка в своем отечестве: уже третий год одна из последних и, безусловно, талантливых работ Мастера попросту... ржавеет в гараже.

А начиналась эта история так. Четыре года назад, во время тризны по погибшим евреям в Бабьем Яру, глава еврейской делегации, прибывшей из США, официально заявил, что, оказывается, первыми жертвами нацистского террора были отнюдь не дети Израилевы, а цыгане. Буквально сразу же Игнащенко попросили создать соответствующий монумент. Маэстро предложил из двух пятидесятитонных камней сделать стилизованную кибитку, колеса которой увязли в земле. Цыганам проект очень понравился, будущий памятник освятил священник. И Анатолий Федорович вместе с волонтерами из Ватикана начали копать в Бабьем Яру фундамент под него. И вдруг, откуда ни возьмись, ОМОН. Архитектора потащили в кутузку, несостоявшийся памятник транспортировали на завод и разбили на щебень. Которым, кстати, впоследствии вымостили Крещатик...

Но Игнащенко решил во что бы то ни стало довести дело до конца. Снова закипела работа, теперь уже над новым проектом. Всю зиму в неотапливаемом цехе «Ленкузни» ковали кибитку из дорогой корабельной стали. И сделали настоящий шедевр. По замыслу, внутри изрешеченного автоматными очередями фургона, украшенного гирляндами из цветов, должен пульсировать красный свет — словно биение сердца. Но и эту кибитку установить не удалось. Только привезли ее в Бабий Яр, только собрались устанавливать — снова милиция с угрозами, мол, не уберете сейчас же «сие неподобство» — вызовем сварщиков и порежем памятник на металлолом. Пришлось скрепя сердце подчиниться. И вот уже третий год кибитка стоит в гараже в двухстах метрах от Бабьего Яра. И ведь что самое интересное: по словам Игнащенко, на установление памятника столичные власти и лично главный архитектор города Сергей Бабушкин еще до начала всех этих мытарств дали «добро»! Как тогда можно классифицировать действия представителей органов правопорядка? Получается, правая рука не ведает, что делает левая?

А недавно Анатолий Федорович получил из Киевской городской администрации письмо вот такого содержания: «Ваше предложение установить памятник в Бабьем Яру ... не нашло поддержку. Монумент (нынешняя скульптурная композиция. — П.С.) удачно вписывается в местность и отсутствие на сегодняшний день на этом участке дополнительных монументальных сооружений только подчеркивает его значение». И далее следует разрешение поставить кибитку в двух километрах ниже Яра.

— Место — лучше некуда, — грустно иронизирует А.Игнащенко. — Представьте, с каким «пиететом» будут относиться к памятнику, установленному среди хрущевок, стихийного базара и киосков. Я же предлагаю разместить кибитку таким образом: в подножие нынешнего монумента в Бабьем Яру вмонтировать железные шесты, на которых будет крепиться фургон (технически это выполнить совсем несложно). Поверьте, существующий памятник от этого нисколько не пострадает, наоборот, все будет соответствовать замыслу скульптора. Ведь когда в свое время мемориальный комплекс утверждали на Политбюро ЦК КПСС, многие пытались нас упрекнуть: «Скульптура не имеет четкого силуэта». На что руководитель работ, академик Лысенко, отвечал: «Это — лучший комплимент. Поскольку все именно так и задумано: раненное железо как бы висит в воздухе, а не стоит на постаменте». Кибитка, благодаря шестам, тоже будет не «приземленной» и, убежден, прекрасно дополнит ансамбль.

Идею Игнащенко поддерживают и сами цыгане. Слово — председателю общественной организации «Форумо Ромен Украинатар» Петру Григоренко:

— В мире нет памятника цыганам — жертвам холокоста. И если он будет установлен в Украине, это, безусловно, позитивно повлияет на ее имидж правового государства, заботящегося об интересах национальных меньшинств, ведущего целенаправленную, взвешенную внутреннюю политику. Но те сложности, с которыми нам пришлось столкнуться, говорят отнюдь не в пользу отечественных властей. Ну почему до сих пор нельзя установить кибитку в Бабьем Яру? Ведь именно цыган, а не евреев, там первыми расстреляли фашисты. Это признано историками, есть документы, подтверждающие данный факт. К слову, лидеры еврейских общественных организаций совсем не против такого «соседства». В конце концов, можно ведь и не соединять два памятника воедино, а поставить фургон метрах в пятидесяти от основного монумента. Очень сомнительно, что трехметровая кибитка сможет уменьшить значимость 75-тонной двадцатиметровой скульптуры.

Ну а пока... А пока все остается в «подвешенном» состоянии. Когда удастся расставить все точки над «і», когда мы увидим новое творение Игнащенко, неизвестно. Известно одно: почему-то мнение чиновников-бюрократов, имеющих, мягко говоря, смутное представление об архитектуре, до сих пор весомее мнения профессионалов. Неужели мы на собственном горьком опыте еще не убедились, сколь опрометчиво допускать кухарку к управлению государством?..