UA / RU
Поддержать ZN.ua

В ЭТОМ МИРЕ СУМАСШЕДШЕМ

Первый Киевский частный театр «БРАВО» остается единственным не только в столице, но и в Украине. Д...

Автор: Ярослав Минко

Первый Киевский частный театр «БРАВО» остается единственным не только в столице, но и в Украине. Даже при том, что театр имеет спонсора в лице фирмы «Укринтерсвязь», удивляешься, как он в период катастрофического спада жизненного уровня еще существует, да еще творчески, судя по всему, довольно полноценно. Не последнюю роль в его жизнеспособности играет подбор пьес, в действующем репертуаре театра, как правило, так называемые самоиграющие пьесы, отличающиеся крепкой драматургической основой, хорошо разработанной увлекательной интригой и четким по логике сквозным действием. Но хотя такие произведения и называются самоиграющими, их надо уметь отобрать и, главное, сыграть так, чтобы спектакль понравился зрителям.

Комедия французских драматургов Жан-Жака Брикера и Мориса Ласега с длинным названием «Мужской род, единственное число, или Не верь глазам своим» относится именно к таким, что называется, крепко сделанным пьесам. И хотя Морис Ласег пишет, что для создания подобного произведения «нет никаких систем», история театра свидетельствует о другом. Такую сценически совершенную комедию позволяет сочинить прекрасное знание или чувство законов драматургии и сцены.

После окончания спектакля артисты выходили на поклон четыре или пять раз. Сегодня это почти беспрецедентный случай, если учесть, что наш зритель аплодирует очень неохотно. Спектакль прошел, как говорится, на одном дыхании. Конечно, нельзя не сказать добрых слов о режиссере Г.Цареве и художественном руководителе театра Л.Титаренко, которая удачно восстановила спектакль. Но главный секрет успеха, по-моему, в исполнителях главных ролей — народных артистах Украины Валерии Сиваче и Леониде Бакштаеве, отнюдь не умаляя вклад других участников спектакля.

Но прежде чем говорить о воплощении комедии, необходимо сказать о том, что сразу чувствуется знакомая атмосфера, будто в воздухе витает дух, как ни странно, театра имени Леси Украинки. Впрочем, не так уж странно, если вспомнить, что и Сивач, и Бакштаев, и Царев, да и сама основательница театра Любовь Титаренко являются его воспитанниками и, как говорится, с молоком впитали его основательность, традиционность в лучшем понимании этого слова, стремление к высокой сценической культуре. Даже в репертуаре есть какое-то, так сказать, философическое сходство — осуществлять, как правило, постановки давно испробованных пьес, главную ставку делая на актерскую игру, индивидуальность, актерский ансамбль.

Комедия Брикера и Ласега «Мужской род, единственное число, или Не верь глазам своим» на первый взгляд типичное развлекательное произведение, и эту особенность театр прекрасно использует. Сюжет ее довольно фривольный, но благодаря режиссеру и актерам не переходит за рамки приличия. Много лет назад у главного героя пьесы Альбера Ламара исчезла жена, которая имела какое-то отношение к разведке. Прошло много лет, и теперь он женится на ее подруге Матильде. Но вдруг появляется американский полковник и заявляет, что он... и есть исчезнувшая жена, которую с целью секретности с помощью современной медицины превратили в мужчину. И вот он (она) хочет увидеть своего сына и т.д. Можно представить, сколько возможностей для смеха сулит подобный сюжет. И действительно, зал постоянно взрывается хохотом от двусмысленности положений, комедийной путаницы.

Пропавшую жену, превратившуюся в мужчину, с комедийным блеском играет Валерий Сивач. Ему присущи тонкое чувство юмора, ироничность, изящное выражение чувств и физического состояния. Достойным партнером является и Леонид Бакштаев в роли Ламара, мужа теперь уже американского полковника и матери своего сына. Его актерская рефлексия целиком в соответствии с ситуацией, правда, отличается несколько простоватой наивностью, что, впрочем, присуще его герою — интеллигентному представителю одной из международных организаций.

Но мне кажется, что эта роль могла быть намного интересней, если бы режиссер сумел раскрыть более глубокий смысл комедии, о чем скажу ниже. Как зритель, я видел мсье Ламара не просто комедийным персонажем, а трагикомедийным образом: Ламар подыгрывает ситуации, но никак не может понять, что творится в этом мире...

На мой взгляд, комедия могла быть не только развлекательной, в ней заложен некий смысл, подсказывающий мысль о том, что мы живем в таком сумасшедшем мире, где женщину запросто можно превратить в мужчину, а мужчину в женщину, где наука и техника взламывают естественный порядок вещей, переворачивая человеческое сознание.

Эту идею с некоторым усилием как-то можно обнаружить, особенно после финальной сцены, когда девушка Жасант вдруг признается, что она когда-то была мужчиной... В пьесе, как видим, эта мысль существует, но режиссерски она не раскрыта и не акцентирована, к сожалению...

Мне могут сказать, что теперь об этом уже поздно говорить, однако дело не в одном спектакле, речь идет о всеобщей тенденции, которая, на мой взгляд, не способствует развитию театра. Эту тенденцию можно определить как бездумность театра, в том смысле, что спектакли сознательно или подсознательно лишают смысла, воспроизводя только то, что лежит на поверхности, уходя от какого-либо идейного созвучия с современностью. Сотни подобных постановок, преимущественно комедий, заполнили сцены театров, и именно в этом состоит кризис театрального искусства. Стремясь выжить, развлекая публику, театр по своему эстетическому уровню не отличается от современных шоу, смысловая нагрузка которых соответствует интеллекту школьника. Примеров этого бесчисленное множество. Подобный репертуар процветает даже в столичных ведущих театрах. Если кому-то из современных режиссеров только попробовать намекнуть о гоголевском определении театра как общественной трибуны, в ответ будет, в лучшем случае, кривая усмешка, а то, может, и обвинения в тенденциозности, что является страшнейшим грехом нашего скудного времени. А ведь речь идет вовсе не о каких-то пристрастиях, тем более политических, а о морали, нравственности, честности и разуме.

Театр «БРАВО», судя по его лучшим спектаклям, кажется, выдержал первые трудные испытания, обретя достойный уровень театральной культуры. Хочется пожелать ему движения вперед, к более глубокому осмыслению своего искусства и жизни.