UA / RU
Поддержать ZN.ua

В ЭТИХ ЗВУКАХ ПОЕТ САМА ПРИРОДА

Б арокко - удивительная эпоха истории, которая подарила миру имена великих музыкантов, художников, мыслителей...

Автор: Евгения Морева

Б арокко - удивительная

эпоха истории, которая

подарила миру имена великих музыкантов, художников, мыслителей. Это время, пропитанное идеями эпохи просвещения, открыло человечеству бескрайние горизонты для познания. Это выдающиеся открытия в науке, одновременно развивающиеся с философским рационализмом и материализмом. С одной стороны, эпоха Просвещения - это период разложения феодальных отношений и интенсивное развитие капитализма, глубоких перемен в экономической, социально-политической и духовной жизни народов Европы. Потребности капиталистического способа производства стимулировали развитие науки, техники, культуры, просвещения, образования. Изменения в общественных отношениях, в общественном сознании служили предпосылкой для раскрепощения умов, свободы человеческой мысли от феодальной идеологии, становления нового мировоззрения. Выразителями этих идей были Вольтер и Руссо, Дидро и Лессинг, Кант и Фихте. С другой стороны, это эпоха медленного заката старого мира, мира старых взглядов и правил. Все еще существуют абсолютистские монархии, роскошь и пышность двора, а самое главное, вера в свою незыблемость.

Искусство в эту эпоху продолжало носить теологический характер, было приношением во Служение. Понятие авторства в те времена не имело той подоплеки избранности художника, которую оно приобрело позже. Великий Бах, работавший в костеле органистом, творил не во славу своего имени и, но во славу Провидения. Отчасти, по этой причине его имя было забыто и только через сто лет вновь открыто во всей своей величественности.

Однако нельзя опускать тот факт, что бурное развитие светского музыкального искусства (с XVII века!) повлияло на творчество и Баха, и других музыкантов. Он и его великие современники: Гендель, Персел, Вивальди, Куперен, Скарлатти и др., - оставили богатое наследие в жанрах светской музыки. Развитие разнообразного инструментария, ансамблевого музицирования, оперного искусства (прожившего к тому времени более ста лет!) - все это составляло большой арсенал творческих средств для композиторов.

Инструментальная музыка эпохи барокко многолика по формам и жанрам. Большую роль в ее развитии сыграло изобретение клавишных инструментов (наиболее известные из них - клавесин, клавикорд, верджинал). К этому времени можно отнести возникновение старинной сонаты, старинной сюиты, клавирных миниатюр. С клавишными инструментами связано освоение темперированного строя - важнейшего этапа в эволюции музыкального мышления.

Произведения, написанные в барочную эпоху для инструментов того времени, могут исполняться и на современном фортепиано, однако теряют, безусловно, аутентичность характера звучания. Клавесинная музыка характерна своей легкостью, прозрачностью, металлические пластинки придают звуку несколько «стеклянный» и звонкий оттенок, потому, исполненная на рояле, она приобретает глубину, но потеряет свою характерность. Композиторы, писавшие такую музыку, так или иначе исходили из особенностей инструмента.

Концерт, прошедший в последний день июня в Киево-Могилянской академии, дал возможность прислушаться к такому характеру звучания музыки, который вложили когда-то композиторы в свои произведения. Он был проведен в рамках концертов старинной музыки недавно открывшейся студенческой филармонии. Это первый концерт нового проекта Национальной музыкальной академии Украины и университета Киево-Могилянская академия. В нем играли ученики класса клавесина (творческий руководитель Светлана Шабалтина - известный киевский музыкант, участник многих фестивалей и художественных акций, инициатор многих из них, пропагандист клавесинной и фортепианной музыки): Галина Лукьянова, Татьяна Немировская, Лариса Бондарь, Наталья Фоменко, Алена Гобрик, Мария Хмелева.

Свой вечер музыканты посвятили 120-летию выдающейся польской клавесинистки Ванды Ландовской.

Проведение концертов старинной музыки в старейшем учебном заведении Украины несет в себе идею воссоздания, возможно, атмосферы, царившей в те времена. Академия, которая была крупнейшим культурным, научным, духовным центром не только Украины и России, но и Европы, была свидетелем тех исторических событий, она хранит историю. Можно сказать, что через несколько столетий вновь встретились современники: дух учебного заведения, основанного митрополитом Петром Могилой и музыка эпохи барокко. Можно предположить, что произведения, исполнявшиеся на концерте, также могли исполняться здесь при жизни своих авторов. Именно историческая ретроспектива наполнила звучавшую здесь музыку особенным смыслом, она воссоздала старинный дух, увлекая за собой в прошлое, прошлое ожившее, прошлое, скинувшее с себя вуаль неприкосновенности.

Это был расцвет также украинского барокко, отечественной философской и научной мысли. Концерт был открыт как раз музыкой выдающегося нашего современника, представителя той эпохи Дмитрия Бортнянского. Культурные связи Восточной и Западной Европы дали возможность развиваться новым идеям, явились свежей струей, влившейся в культурно-историческую эволюцию.

Клавесинная музыка западных мастеров (в концерте исполнялись произведения Иоганна Себастиана Баха, Клода Бальбатера, Иоганна Якова Фробергера, Жана Рамо, Жана Роайе) Франции, Германии, Италии - особый этап в развитии инструментальной музыки. Во-первых, возникновение новых жанров и новых выразительных средств, во-вторых, большие перспективы их развития. Это был этап, стоявший на пороге формирования классической традиции. Композиторы-клавесинисты открыли новые пути в видении музыкальной картины. Творчество этих музыкантов явилось невидимой гранью между полифонией, господствовавшей в барочную эпоху, и вновь зарождающейся гомофонией. По сути, эти две антагонистические художественные позиции отразились тогда в

своей взаимосвязи.

Клавесинная музыка, в силу своей характерности, обладает способностью создавать состояние уравновешенности, гармоничности, созерцательности. В этих звуках поет сама Природа, спокойная и вечная.