Десять лет тому назад, в ноябре 1989-го, рухнула граница между Западной и Восточной Германией, в более широком смысле - Западной и Восточной Европой, Западом и Востоком, двумя полярными идеологиями и моделями сознания - Берлинская стена.
Возможность стать очевидцами этого момента исторической истины через объективы фотокамер представляет нам Немецкий культурный центр Гете-институт в Киеве (галерея Киево-Могилянской академии с 9.ХII).
Фотопроекты Виктора Марущенко и немецких мастеров, относящихся к одному генеалогическому древу, - Вилли Клара, Дитера Клара, Рето Клара - успешно диалогизируют друг с другом. Документальная ретроспектива приурочена и к юбилею еще одного, не менее эпохального для Германии события - 50-летию образования Федеративной Республики.
«Германия с 1945-го - взгляд трех поколений» - эта черно-белая полувековая хроника создана династией Клар. Будни незнакомого социума, чуждой страны. Резонируют ли они каким-то образом с нами, здешними и сегодняшними? Пожалуй, да, «история в лицах» кажется более правдивой, чем украшающие учебники версии, причесанные официальной идеологией. Мы видим лица людей, рядовых случайных персонажей - и поэтому верим в то, что видим. Мода меняет стиль жизни, облик людей. Но его анахроничность не мешает нам понимать незнакомцев, пришедших из вчера.
Мы, украинцы, действительно учимся воспринимать своих соседей по планете адекватно. Имея в виду, что такими дефинициями, как «победители» или «побежденные», «цивилизованные европейские народы» или «народы с подозрительным колониальным прошлым», уже не принято определять суть явления. Благо, в сознании современного человека, пытающегося избавиться от магии европоцентризма, понятиям «периферии» и «центра» вполне позволительно меняться местами.
История династии Клар, отнюдь не соответствующая идеалу буржуазного размеренного существования, вплетается в историю их страны. Вилли Клар, родившийся в 1907 году во Франкфурте-на-Майне, зарабатывал на жизнь своими «хобби» - футболом и фотографией. Он воевал и был в британском плену. В послевоенное время работал фотографом в сфере театра, моды и рекламы. Дитер, родившийся в 1937-м, унаследовал от отца тягу к фотографии и перемене мест. Работал рекламным фотографом для предприятия «AEG», судостроительной верфи «Шликер», на показах мод в Париже, 17 лет - репортером для немецкого агентства прессы «Dpa». Сейчас Дитер - режиссер и продюсер на телевидении. Рето Клар, сын Дитера, родился в местечке Букстехуде, и естественно, с малолетства пристрастился к фамильному «хобби». В его активе три книги: «Гамбургские мгновения», «Моя Северная Германия», «Онгзорский альманах». Вилли, Дитер, Рето - каждый из них улавливает атмосферу своего времени и проблемы людей, в нем живущих. Документальное фото фиксирует нечто неповторимое, невысказываемое, весьма приблизительно называемое «духом времени».
Фантасмагорична жизнь среди руин в послевоенном Франкфурте. В завалах строительного мусора, нагромождениях искореженной арматуры, на фоне уцелевших домов, смотрящих в небо пустыми глазницами, все продолжает идти своим чередом. По улицам течет поток щеголеватых деловых людей, тщательно и кокетливо завиты дамы, дети идут в школу, а манекенщицы дефилируют по подиуму. Эта серия фотографий Вилли Клара запоминается тем, что в ней автор не приносит свое эмоциональное сопереживание в жертву объективности.
Характерная примета уже более позднего времени - вид на Бранденбургские ворота из-под упреждающего щита: «Внимание, в 40 метрах Западный Берлин». И сын, и внук Вилли в будущем неоднократно придут к запретному месту с камерой в руках, это станет семейной традицией.
Репортажи Дитера Клара - жесткий рассказ о стихийной социальной активности масс. Демонстранты и военные, прячущиеся за пластиковыми щитами, идут «стенка на стенку». Этот сценарий повторялся в ФРГ множество раз с конца 60-х до начала 80-х. Общественные протесты против использования атомной энергии, загрязнения окружающей среды, антиамериканские выступления. Глядя на эти дела не так давно минувших дней, вспоминаешь слова К.Занусси: «Рая на земле быть не может». Наверное, не стоит особо сокрушаться из-за невозможности райской жизни на земле. Жаль только, что даже в благополучной стране не приходится надеяться на какую-то минимальную стабильность.
Отсчет нового времени, времени после объединения Германии (расходы на объединение, кстати, оцениваются от 500 миллиардов до одного биллиона немецких марок) ведет Рето Клар. Оно начинается с «большой распродажи» ГДР - от государственных предприятий до частей демонтированной Берлинской стены и сувенирных плакатов с портретами Эрика Хоннекера, главы бывшего Государственного совета. Треволнения восточных немцев в тот темный период разрушенной промышленности и экологии экономической депрессии и безработицы нам и сейчас чрезвычайно близки.
Что касается Виктора Марущенко - ему посчастливилось быть в нужном месте мира в нужное время проездом из Швейцарии. Марущенко сам описывает это так: «Берлин, ноябрь 1989-го. Возвращаюсь домой. Два Берлина воссоединяются. Праздничная атмосфера. Десятки людей молоточками рушат стену. Маленький обломок стены можно купить за 5-10 марок. Событие притягивает сотни, тысячи людей к эпицентру. Главный герой дня и персонаж сувениров - Михаил Горбачев. Пасмурно и тепло. Продается горячее вино...».