UA / RU
Поддержать ZN.ua

В ЧЕРКАССАХ ЕСТЬ ТЕАТР МАРИОНЕТОК, КОТОРОГО НЕТ

В Художественном музее Черкасс развернута выставка кукол-марионеток, выполненных Александром Литовченко...

Автор: Олег Слепынин
Александр Литовченко и его куклы

В Художественном музее Черкасс развернута выставка кукол-марионеток, выполненных Александром Литовченко. Выставка кукол — всегда редкость, всегда экзотика. В куклах есть нечто… Действительно, в истории музея подобная выставка организована впервые. Много выставлялось живописи и графики, скульптурных работ, инсталляций, были плакаты, офорты, экслибрисы, рушники, крашенки, проходили перфомансы... Куклы — впервые. У большинства представленных на выставке назначение прикладное — они «артисты» частного театра марионеток Александра Литовченко. Его куклы — это, как говорится, эксклюзив, авторские работы, даже более того, если позволите, — очень авторские. А о куклах из последних двух спектаклей («Севильского цирюльника» и «Колобка-2001») так и хочется сказать: стильные. Куклы А.Литовченко хранятся в частных коллекциях США, Бельгии, Италии, Германии... Теперь вот и в Украине их можно увидеть… вне спектакля.

Когда и где появились первые марионетки — доподлинно неизвестно. Первоначально они использовались, вероятно, в культовых, религиозно-мистериальных представлениях, как и в детских играх. В Чили, а также у некоторых североамериканских племен индейцев куклы и поныне являются участниками религиозно-культовых действ. Известно, в Древнем Египте в XVI веке до Р.Х. была мистерия, посвященная Осирису и Исиде. Об этой кукольной мистерии писал Геродот в
V в. до Р.Х., посетив Египет. Впереди шествовал флейтист, за ним — поющие женщины, они несли символические фигуры богов, которые управлялись нитками…

Кукол делали из дерева, кости, металла... О них упоминается в сочинениях Аристотеля, Горация, Апулея, Марка Аврелия… С древних времен куклы присутствуют в культурах всех континентов. Это, вероятно, еще раз говорит о некоем, скажем так, коде, заложенном в зародыши зримо не связанных между собой цивилизаций.

С ХI века в монастырях и церквах Европы куклы участвуют в инсценировках евангельских сюжетов. Название «марионетка» происходит от имени Пресвятой Девы Марии (Марион, Марионетте). Cо временем из монастырей куклы перекочевали на площади, сюжеты разыгрываемых пьес стали приобретать светский характер, возникли сатирические персонажи. В Италии любимым народным героем стал шутник Пульчинелла, во Франции — Полишинель, в Англии — Панч, в Российской империи — Петрушка (он же Петр Иванович Укусов, Самоваров, Ванька Рататуй, Ванька Ру-тю-тю), который побеждал всех — полицию, черта и саму смерть. Николай Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» живо передал атмосферу, царящую среди зрителей, и реакцию народа на происходящее, который «часто в речь Петрушкину вставляет слово меткое». В Европе делались кукольные оперные спектакли, которые дублировали популярные оперы, идущие на больших сценах. Кукольники ставили спектакли с использованием «бродячих сюжетов», в частности, о Дон Жуане и докторе Фаусте. Кстати, великий Гете, автор «Фауста» был неравнодушен к куклам: сочинял для кукольных театров пьесы… Специально для театра марионеток И.Гайдн написал оперу. В XIX веке для кукольных театров писали Б.Шоу, Ж.Санд, М.Метерлинк…

На территории Украины в XVI—XVII веках были очень популярны вертепы — кукольные театры, в которых разыгрывались пьесы на сюжеты Евангелия. В XVIII веке представления кукольных театров на Украине приобретают бытовой, сатирический характер, появляются персонажи: «шинкарка», «польский пан», «москаль», «цыган», «бравый запорожец», «Моисей»… В это время в Российской империи, как и в Европе, были распространены перчаточные куклы (кукла надевается на руку и «оживает» при движении пальцев) и куклы марионетки (управление — «дистанционное», нитями). В 30-е годы ХХ века в Европу пришла мода на тростевые куклы. Их родина — Индонезия XI—XII веков. Тростевая кукла — кукла надетая на трость (это может быть достаточно сложный механизм управления), тростями управляются и руки персонажа. В советский период, с 30-х годов, когда главным кукольником Советского Союза стал великий Сергей Образцов, марионетки были практически изгнаны из театров, они почему-то не нравились Образцову. Возможно, на его вкус повлиял политический штамп, связанный с куклами этого типа. Как бы то ни было, началась и у нас эпоха тростевых кукол. Со временем по образцу Центрального театра были организованы кукольные театры во всех республиканских и областных центрах. Что интересно, это положение до сих пор не изменилось.

— Для существования частного театра, — говорит Александр Литовченко, — в нашей стране нет законодательной базы... У нас любят сравнивать Украину с Францией. Так вот во Франции, кроме всех прочих, существует 350 маленьких частных кукольных театров. В Швеции только в Стокгольме (при населении 400 тысяч человек) действуют 120 различных театров и все они субсидируются государством от 20 до 80 процентов; в Болгарии театры освобождены от всех налогов. Прошлым летом мне довелось побывать в Эстонии... Это — очень маленькая страна, по площади, кажется, как две Черкасские области. Но там правительство вполне серьезно заинтересовано в создании положительного имиджа своей страны. Они всячески поддерживают все виды творчества; вкладываются деньги в постановки и организацию спектаклей. А потом маленькие (равно как и большие) театры отправляются за границу на гастроли, чтобы мир знал, слышал об Эстонии как можно чаще. У нас об этом пока и мечтать не приходится. Хотя бы просто не мешали — и этого было бы достаточно... О моих куклах и спектаклях приходилось слышать от госчиновников разные мнения, в основном недоброжелательные. Говорят, и то не так, и это не то, и выражения лиц у кукол недостаточно оптимистичные....

— Как становятся кукольниками?

— Существуют театральные училища и институты. Начинал я учиться в Харьковском институте культуры на режиссуре театра кукол. Режиссерский курс был — четыре человека. На первом семестре у нас практиковался театр рук. Все студенческие этюды разыгрывались исключительно руками. Были очень интересные придумки…

У самого Александра Литовченко одна миниатюра называлась «Зеркала и лица». В представлении принимали участие 15 студентов. Человеческое лицо — очень индивидуальное — «вылеплялось» из пальцев четырех рук. Главный герой — с индивидуальным лицом — блуждал по свету среди зеркал и пытался найти в них свое лицо. И как только находил, в этот же момент на него налетала толпа — безликая, лица-кулаки — и затаптывала; над ширмой по нему проносились три десятка «бегущих» кулаков. Он поднимался, отряхивался и продолжал поиск. Так повторялось несколько раз. Финал пьесы печален, после очередного затаптывания герой поднялся и, уже безликий, побежал трусцой за толпой.

Однако А.Литовченко «за толпой не побежал».

— Когда из института ушел (или меня «ушли» — как угодно), решил создать собственный маленький театр.

Свой театр А.Литовченко создал «в первые романтические годы перестройки», когда ему казалось, что вот-вот, еще год-два — и «заживем как люди». Но все иллюзии должны — по ходу пьесы с названием «Жизнь» — растаять, и они растаяли. Но при этом театру удалось выжить. У А.Литовченко существует своя технология изготовления кукол, наработаны свои приемы. Его куклы говорят и поют, у них раскрываются рты, у них подвижные суставы и даже, кажется, пальцы рук! Костюмы для кукол шьет его жена Наташа. Знакомые шутят, что, мол, куклы одеты лучше, чем их создатели. Два последних года Саша работает над созданием кукол для оперного спектакля «Севильский цирюльник» по опере Дж.Россини. Изготовлены — и одеты — 15 кукол. В прошлом году сделан спектакль для детей «Колобок-2001»… Так что театр жив. Досадно только, что его искусство оказалось ненужным Черкассам, театр вынужден «базироваться» в соседней области.

— В спектакле присутствует сам Россини, — рассказывает А.Литовченко, — сейчас доделывается его кукла. Россини уснул и видит (вместе с нашими зрителями) отдельные сцены оперы. Этот ход придуман потому, что целиком оперу показать мы не можем, это технически сложно, кроме того есть в опере фрагменты, которые в кукольном варианте неинтересны.

Кроме «Фигаро» А.Литовченко планирует создать представление с условным названием «Шлягеры 70-х» и отправиться на гастроли по городам и весям.

— Задача, чтобы человек, гуляющий, допустим, по набережной Ялты, удивился, остановился и досмотрел наше представление до конца, а потом без сожаления заплатил за увиденное. Я работаю только для зрителя. Все поиски направлены только на это. И знаю, что если я не понравлюсь сегодня в каком-нибудь коллективе, то завтра меня туда уже не позовут. Такого позволить я себе не могу. Такая роскошь доступна лишь государственным театрам. Их все равно пригласят, они вне конкуренции.

Уличные представления Александра Литовченко собирали по триста человек. Он мечтает о гастрольной поездке в дальнее зарубежье, где его творчество наверняка оценят по достоинству, мечтает, чтобы какая-нибудь финансовая структура взяла его «под крыло» и он смог бы завершить создание кукол для «Фигаро»: изготовление кукол и одежда для них недешевое удовольствие. Хотя и сумма-то для этого требуется — по меркам иных инвестиционных проектов — небольшая: 1—2 тыс. у.е. В противном случае…

— В противном случае моей семье, чтобы выжить биологически, придется куклы из «Фигаро» продать.