UA / RU
Поддержать ZN.ua

В БУДУЩЕЕ — С НОВОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ

В Национальной опере Украины состоялся Первый Международный фестиваль «Танец ХХI века», организо...

Автор: Валентина Калиновская

В Национальной опере Украины состоялся Первый Международный фестиваль «Танец ХХI века», организованный Центром современной хореографии при поддержке Международного фонда «Відродження», посольств Германии, Польши, Франции, Швеции, благотворительных фондов и культурных институтов европейских стран, работающих в Украине. Уникальность представительного собрания известных танцовщиков Европы подчеркивали все, побывавшие на гала-концерте и семинаре по технике современного танца.

Президент фестиваля Олег Калишенко считает, что Украина, традиционно удерживающая высокие позиции в академических жанрах, отстает в искусстве хореографии. Поэтому, учитывая динамику ее вхождения в мировой художественный процесс, следует поддержать коллег и использовать их опыт.

Олег Калишенко:

- Идея проведения семинаров и мастер-классов, организации концертов и спектаклей известных коллективов принадлежит инициативной группе, которая рассматривает свой проект в перспективе до 2001 года. Свою искреннюю поддержку и готовность оказать нам помощь высказали ректор Университета танца в Париже Антуан Ливио, всемирно известный хореограф Морис Бежар, представители итальянской и швейцарской школ современной хореографии Патрик Кинг и Этьен Фрей. Бесценный обмен опытом, проведение занятий с артистами балета, учащимися и педагогами школ и училищ Украины - уникальная возможность для развития и популяризация современного танца. В перспективе - организация студий и школ, подготовка собственных специалистов. Следующий этап - проведение Первого Международного конкурса современной хореографии, который откроет Украине новые имена. Я счастлив, что на рубеже веков мы причастны к эволюции танца, поскольку в беспрерывном поиске - жизнеутверждающая сила искусства.

Открытие фестиваля не было отмечено излишней пафосностью и мощью державных речей высших чиновников. Просто на сцену, украшенную эмблемой фестиваля, вышли те, кто дали ему жизнь: президент Международного фонда «Відродження» Богдан Гаврилишин, посол Швеции в Украине г-н Якобсон, посол Франции г-н Фиески и директор немецкого культурного центра Гете-института г-н Эберт. Каждый из них сказал несколько напутственных слов в адрес прекрасного начинания и пожелал успеха участникам фестиваля.

- Украина - часть многоликого мира, - сказал Богдан Гаврилишин. - Поэтому нам необходимо, соблюдая свое, традиционное, вносить свой вклад в развитие современного искусства. У нас очень много талантливых людей, и мы вполне можем быть в авангарде. Своим темпераментом украинские артисты обогатят хореографию во всех жанрах. При этом мы не должны только ассимилировать чужое, скорее - придать ему ценность национальной основой. Фестивать «Танец XXI века» - прекрасное начинание, привлекающее в Украину европейских мастеров современного танца. Искусство с древнейшими традициями захватывает всех, кто побывал в Украине. И пускай наши артисты, выезжая, всегда стремятся вернуться, ощутив на родине прогресс в культуре.

Гала-программа в Национальной опере состояла из трех отделений, каждое из которых вполне могло стать отдельным концертом. Пожалуй, нечасто в зале столичной Оперы высказывались столь противоположные мнения, как вечером 14 марта. Если настоящие любители, которым редко приходится видеть на сцене подобное многообразие жанров современной хореографии, были в восторге, то приверженцы академизма пребывали в шоке от того, что происходило на сцене. Это нормально, как в жизни - помните, «на вкус и цвет»? Жаль, что украинские участники пока еще выглядят как самые младшие в этой большой балетной семье. Представители влиятельных европейских школ - эссенской «Фолькванг-танц» (Генриетта Горн и Ардан Гуссейн) и не менее интересной шведской «Eva Lilja Dansproduction» (Ева Лилья и Юханна Бьоркман) вместе с французскими артистами группы «L» Echappe» (Фредерик Лескюр и Изабель Терраше) и польскими артистами из «Dance Theatre NEI» (Эдита Козак и Павел Пневски) представили современный танец во всем его разнообразии - от пластики пантомимного движения до утрированной экспрессии африканских и азиатских методик, техники Ф.Александера и высокопоэтичной эротики шведского образца. Артисты Краковского «Ballet Form Nowoczesecnycsh» под руководством Агнешки Ляски и Ежи-Мария Берчински показали удивительный сплав академической основы с экспрессией раскованности движений в миниатюрах на классическую и джазовую музыку. Это направление в Украине сейчас наиболее распространенное, в нем работают Алла Рубина, Оксана Лань, Анико Рехвиашвили. Наиболее авангардные выступления шведских исполнительниц вообще обошлись без музыкального сопровождения. Варшавский дуэт Эдиты Козак и Павла Пневски представил свою новую работу «Besides», созданную в соавторстве с композитором Игорем Чернявским.

Приятно было видеть в зале представителей многих учебных заведений - Детской академии танца, хореографического училища, Университета культуры, а также балетмейстеров-руководителей известных коллективов. Конечно, снобам от балета было о чем посудачить в кулуарах и буфетах, менталитет все-таки. Чем руководствовались организаторы при выборе участников фестиваля, почему было мало информации о семинаре по технике современного танца и т.д. Многие ответы реально было бы получить, побывав на этих уникальных уроках, пообщавшись с его участниками, ощутив эту неповторимую атмосферу единства - в движении, в образе мыслей и эмоциях. Наверное, с этой целью президент фестиваля Олег Калишенко включил в свой международный проект мастер-классы, которые постепенно представят украинским специалистам и исполнителям все школы, стили и направления лучших мировых образцов искусства современного танца. «Верю, что во многом благодаря хореографии будущего Украина, наполненная новой энергией созидания, станет в XXI столетии объектом всеобщего внимания», - сказал он. Финал фестиваля вполне соответствовал его увертюре: на сцене - все участники, подарившие публике праздник танца нового тысячелетия. Каждый из них увез в свою страну диплом с благодарностью от оргкомитета, подарки от фирмы «Сальвадор Дали», цветы от фирмы «Панна», а также - фотографии и память о горячем приеме киевской публики.