| ||
«Интимность» Патриса Шеро — «Золотой медведь» Берлинского фестиваля |
51-й Международный кинофестиваль в Берлине открылся фильмом Жан-Жака Анно «Враг у порога». Историческое полотно режиссера — мастера крупномасштабных полотен, к тому же слывущего самым «голливудским» из всех европейских режиссеров, рассказывает о Сталинградской битве. На историческом фоне действуют «влюбленный Шекспир» Джозеф Файнз, новая голливудская звезда и смутный объект желаний для обоих полов после картины «Талантливый мистер Риплли» Джуд Лоу и Боб Хоскинс, звезда со стажем. Все они играют советских людей: Лоу — рядового Зайцева, вокруг личной истории которого и разворачивается историческая интрига, Хоскинс — самого Хрущева. Без большого преувеличения можно сказать, что присутствие кино стран СНГ на одном из самых престижных кинофорумов мира этим и ограничивается.
Якобы отборщики Берлинале обратили внимание на фильмы Соловьева и Зельдовича, но в конкурс не взяли. В «Форум молодого кино» попали три картины из России: «Любовь и другие кошмары» Андрея Некрасова, давно живущего в Великобритании, вымороченное кино Ренаты Литвиновой «Нет смерти для меня», показанное не так давно по РТР, и «Текст, или Апология комментария». Вот и все представительство России, что позволило известному критику Валерию Кичину, обвинившему нынешний фестиваль в полном отсутствии откровений, резюмировать: отсмотрев программу, так и не понимаешь причин суровости по отношению к нашим фильмам: тут есть и похуже.
На этом фоне Украина, как ни странно, в Берлине выглядела совсем неплохо. В «Панораме» была показана новая картина Киры Муратовой «Второстепенные люди». Впрочем, она — давняя фаворитка Берлинале. А вот приз за лучший короткометражный фильм «Панорамы», полученный студентом кинофакультета Киевского института театрального искусства Тарасом Томенко за картину «Тир», можно назвать настоящей сенсацией. При нашем-то бескартинье и дефиците ярких свежих киноличностей. Это сенсация вдвойне, поскольку именно «Тир» забраковала отборочная комиссия фестиваля «Молодость».
Но и «Форум», и Панорама», и множество ретроспектив — это все-таки в некотором роде «сопутствующие» фестивалю моменты. Главное все-таки — основной конкурс. И тут, как утверждают специалисты, ставшее уже привычным противостояние американского и всего остального кино на Берлинале разрешилось в пользу европейцев и азиатов.
Напомним, кто участвовал в конкурсе. Во-первых, представители кинематографа Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока (фильмы из Японии, Южной Кореи и Китая). Во-вторых, крупные произведения крупных киноевропейцев: «Малена» Джузеппе Торнаторре, французская «Толстушка» Катрин Брейа, прославившаяся своим «Романсом»; «Феликс и Лола» Патриса Леконта, на этот раз без Бельмондо и Делона; «Вайзер» поляка Войцеха Марчевского с Кристиной Яндой и Збигневом Замаховским. Не мог конкурс обойтись и без нового фильма самого признанного из молодых режиссеров Британии — Майкла Уинтерботтома. Это костюмная экранизация романа Т. Харди с Настасьей Кински и Милой Йовович. Не забытой оказалась и «Догма» — яркое явление последнего кинодесятилетия. В конкурсе — новый фильм, сделанный в рамках этого движения датчанкой Лон Шерфинг, «Итальянский для начинающих». В-третьих, в берлинском конкурсе присутствуют фильмы, существующие как бы на границе основного коммерческого потока и авторского поиска. Это «Траффик» американца Стивена Содерберга; «Шоколад» Лассе Хальстрема с Жюльетт Бинош и Джонни Деппом, «Портной из Панамы», шпионская история британского классика Джона Бурмена с Пирсом Броснаном, в данном случае играющего анти-Бонда; «Размалеванные» черного киноскандалиста Спайка Ли.
Главный приз фестиваля — «Золотой медведь» — получил фильм французского режиссера Патриса Шеро, что привело в полное и практически единодушное изумление фестивальную прессу. Эту скандальную картину никто не причислял к фаворитам. В чем же ее скандальность? Четверть из двух часов экранного времени отдана сексу. Причем секс снят настолько откровенно и правдоподобно, что даже маститые кинокритики так и не поняли: по-настоящему занимались герои любовью у Патриса Шеро или режиссер все же предъявил публике ловкую имитацию? На пресс-конференции Шеро разъяснять ситуацию не стал, заявив, что главное для него не секс, а человеческие отношения. В фильме они также присутствуют: двое незнакомцев, Он и Она, встречаются, чтобы хорошо провести время в постели. Не более того. И — влюбляются друг в друга. В двух словах — это все. Керри Фокс — актриса, сыгравшая в «Интимности», удостоена «Серебряного медведя» за лучшее исполнение женской роли. Однако в Берлин она не приехала, поскольку должна была рожать. Нам же остается лишь посетовать, что «Интимность» нам вряд ли доведется увидеть, а значит, составить собственное представление. Европейское кино (даже столь титулованное) в прокат к нам практически не попадает, а видеопиратов оно, как правило, не интересует. Впрочем, любопытно, что и в Америке картину-победителя вряд ли увидит широкая публика. Там ее, как утверждают СМИ, признали порнографической и пресекли возможности проката.
А теперь о других призах. Керк Дуглас, Спартак всех времен и народов, получил почетный «Золотой медведь» за достижения в кино.
Главный приз жюри «Серебряный медведь» присужден фильму «Пекинский велосипед» китайца Ванга Хаошуан, который можно по жанру отнести к лирико-социальному кино. К тому же критики утверждают, что с «Пекинским велосипедом» китайский кинематограф вошел в фазу неореализма. Велосипед, конечно, похищают. Это тем более драматично, что для главного героя, устроившегося курьером, велосипед — орудие производства. А вообще, фильм о поисках провинциальным парнишкой своего места в современном мегаполисе, который нам также, увы и ах, вряд ли доведется увидеть.
«Серебряный медведь» за лучшую мужскую роль присужден Бенисио дель Торо, сыгравшему в социальной драме Стивена Содерберга «Траффик». Поскольку фильм американский, то, как говорится, следите за афишей.
«Серебряного медведя» также получил лучший режиссер Лин Ченьчень за картину «Красота бетеля». Самое любопытное, что буквально за пару дней до объявления результатов в одном солидном издании эту картину — современную криминальную драму с демобилизованным солдатом, мини-юбками и рэкетом — назвали случайным гостем на фестивале. А мы удивляемся, что «Тир» забраковали отборочники «Молодости». Все это подтверждает, что искусство вообще и кино в частности — вещи очень субъективные.
В этом, кстати, на собственном примере убедился и Мориц де Хаделн, который 22 года возглавлял фестиваль. Его если не обвинили, то во всяком случае пожурили за то, что он слишком увлекается Голливудом. Потому нынешнее Берлинале для него стало последним. По этому поводу даже была проведена программа «Выбор Морица», куда вошли фильмы, которые берлинский директор считает в мировом кино последних 20 лет особенно существенными. Итак, фестиваль на перепутье. Придут новые люди — с новыми критериями. Главное, чтобы и им было из чего выбирать.