С 17 октября по 2 декабря в "Мистецькому Арсеналі" развернется проект "Курбас: новые миры", цель которого - исследование новшеств выдающегося украинского режиссера в его киевский и харьковский периоды.
Мир Курбаса, без преувеличения, безграничен: театроведы каждый раз открывают новые и новые "планеты" в его безграничном космосе. В течение 50 лет своей жизни великий украинский режиссер был далеко не кометой на украинской сцене, а настоящим солнцем, вокруг которого двигались иные миры, создавались новые смыслы.
Напомним, что Лесь Курбас родился 25 февраля 1887 г., учился в Тернопольской гимназии, Венском и Львовском университетах. Родители привили ему любовь к театру. Он и сам летом 1911-го по приглашению Гната Хоткевича устроился в "Гуцульский театр", а со временем попробовал себя в профессиональном передвижном театре "Руська бесіда" (1912–1914).
В Варшаве, Праге, Берлине, Мюнхене Курбас увидел лучшие театральные постановки начала ХХ в. И впоследствии стремился перенести европейские сценические тенденции на украинскую сцену.
В течение 1916 г. Курбас работал в театре Николая Садовского в Киеве, потом начал собственное театральное миросоздание - "Молодий театр", "Київдрамте", "Березіль". Он был и режиссером, и актером, он был идеологом нового театрального мира, ведь в Киеве и Харькове Курбас создавал новый украинский театр, отстаивал европейский вектор национального театра.
Театроведы подчеркивают, что именно Курбас был основателем политического и философского театра в Украине. А его сотрудничество с драматургом Николаем Кулишем и художником Вадимом Меллером стала пиком создания именно такого театра.
Трагический финал Леся Курбаса известен: в 1933 г. его уволили с должности руководителя театра "Березіль" в Харькове, обвинили в национализме, "ошибочности" репертуарной политики. Со временем его осудили, выслали на строительство Беломорско-Балтийского канала, а 3 ноября 1937 г. гениального украинского режиссера расстреляли в урочище Сандармох...
Проект "Курбас: новые миры" - это и есть попытка внимательнее всмотреться в трагедию его времени, в творческие миры режиссера.
Выставка в "Арсенале" создана в содружестве с Музеем театрального, музыкального и киноискусства Украины и театральной группой "Яра мистецька група" (Нью-Йорк).
Кураторы проекта - Вирляна Ткач, Татьяна Руденко, Вальдемар Клюзко.
Как отмечают организаторы в официальном релизе, эта выставка состоит из двух частей. Первая посвящена экспериментальному творчеству Леся Курбаса и Художественного объединения "Березіль" в Киеве в 1922–1926 гг., а во второй части речь идет о спектаклях, созданных в Харьковском государственном театре "Березіль", где Курбас работал в 1926–1933 гг.
Согласно релизу, в киевской части выставки внимание сосредоточенно на трех спектаклях, в которых режиссер обращается к фундаментальным вопросам мирового театра. В новаторской постановке "Газ" Георга Кайзера (1923) движения актеров используются для воспроизведения на сцене взрыва на фабрике. В постановке "Джимми Гиггинз" (1923), чтобы представить мысли персонажа, режиссер объединяет действие на киноэкране и на сцене. Эксперименты Курбаса в кино относятся к интереснейшим ранним применениям мультимедиа в мировом театре. В "Макбете" Шекспира (1924) по замыслу Курбаса актеры перевоплощаются в "образ" просто перед зрителями.
В харьковской части выставки речь идет о трех спектаклях "Березіля". В постановке "Народный Малахий" Николая Кулиша (1928) главным элементом становится особая музыкальность языка спектакля. Мюзикл "Алло на волне 477!" показывает Харьков в контексте тогдашних новейших европейских трендов: это первое джаз-ревю в Украине.
Третий спектакль - комедию Николая Кулиша "Мина Мазайло" (1929) о современных харьковчанах - Курбас "размещает" в космических конструкциях Меллера. Такое режиссерское решение объединяет время, где прошлое и будущее влияют на современность. Курбас сотрудничает с художником-авангардистом Вадимом Меллером. Сценические конструкции, созданные Меллером, больше напоминают скульптуры или инсталляции, чем театральные декорации. Эти конструкции формируют сложное, многоэтажное пространство действия и похожи на полотна кубистов или супрематистов.
На выставке в "Арсенале" будет воспроизведена сценография Вадима Меллера к нескольким спектаклям Леся Курбаса.
Организаторы выставки также отмечают, что в 1923 г. Художественное объединение "Березіль" основало Театральный музей для сохранения памяти об истории украинского театра и фиксации развития современного театра. Когда в 1926 г. "Березіль" переехал в Харьков, Театральный музей в Киеве стал самостоятельным учреждением. Именно коллекция Музея театрального, музыкального и киноискусства Украины, являющаяся крупнейшим в Украине собранием достопримечательностей о деятельности "Березіля", положена в основу экспозиции "Курбас: новые миры". Это оригинальный макет сценографии, костюмы, эскизы, афиши, режиссерские рукописи и документальные фотографии.
Особое событие в рамках выставки: впервые будет представлена партитура джаз-ревю "Алло на волне 477!", хранящаяся в музее Харьковского государственного академического украинского драматического театра им. Т.Шевченко. Как отмечают кураторы, это даст возможность воссоздать музыку к первому украинскому мюзиклу.
Теперь именно об этом театральном проекте, - эстрадный спектакль-ревю театра "Березіль" "Алло на волне 477!" был представлен зрителям, считайте, почти 90 лет назад, в начале января 1929-го. В то время на волне 477 м появлялись популярные передачи харьковского радио. И это обусловило название ревю. Эстрадный спектакль предусматривал три действия. Первое носило название "Галопом по Харькову", где были диалоги харьковских студентов Леща и Свинки, а также другие сцены. Действие второе переносило в "Америку", а хозяином третьего действия был Остап Вишня. Театроведы отмечают, что такой эстрадный спектакль объединял сценки, миниатюры на злободневные темы, а также цирковые номера, пантомиму, танцы. Композитор - Юлий Мейтус, автор многих стихов - Майк Йогансен. Режиссеры - Борис Балабан, Леонтий Дубовик, Владимир Скляренко. А собственно руководителем такого проекта и был Лесь Курбас.
Интересно, что колоритные роли харьковских студентов Леща и Свинки исполняли непревзойденные Иосиф Гирняк и Марьян Крушельницкий.
Следовательно, выставка в "Арсенале" даст возможность хотя бы частично почувствовать атмосферу "ревю" в довольно жестокую эпоху конца 20-х гг. ХХ в.
И к тому же на выставке будет возможность прослушать аудиозапись первого действия спектакля "Народный Малахий" в исполнении Иосифа Гирняка, который в 1928 г. был главным актером этой постановки. Запись сделана в 1960-х в Нью-Йорке.