На Каннском киномарафоне «современники» подвинули «классиков»
Юбилейный — 60-й — Каннский международный кинофестиваль уже стал историей. Жюри во главе с режиссером Стивеном Фрирзом объявило лауреатов и победителя. Беспристрастные судьи отважились отдать главную награду в мире авторского кино — «Золотую пальмовую ветвь» — неизвестному режиссеру из Румынии Кристиану Мунджиу за фильм «Четыре месяца, три недели, два дня». Показанная в первый конкурсный день, эта лента сразу захватила лидирующие позиции в рейтинге, который составляет фестивальная пресса, и удерживала его до самого конца. Так что возникла действительно уникальная ситуация, когда полностью совпали мнения критиков и жюри.
Стоит отметить, что третий год подряд в Каннах кино когда-то некинематографической Румынии вызывает фурор. В позапрошлом году чрезвычайно сильная лента «Смерть господина Лазареску» победила в программе «Особый взгляд» (второй по значению в официальном отборе). В прошлом — фильм «12.08 восточнее Бухареста» получил «Золотую камеру» (приз за лучший дебют, а еще Гран-при «Молодости»). В этом году в программе «Особый взгляд» победила незавершенная картина Кристиана Немеску «Калифорнийские мечты». Сам режиссер погиб в начале монтажа, и фестиваль поначалу намеревался не допускать фильм к конкурсу. Тем не менее отборщики были так поражены мощью ленты, что решили сделать исключение (короткометражку Немеску «Мерилена» также выделили на «Молодости» в прошлом году сразу после гибели режиссера). Теперь Румыния победила уже в основном конкурсе.
Кстати, во всех этих лентах (за исключением одной — «Калифорнийские мечты») рассказано о тоталитаризме социалистической Румынии через бытовые ситуации. В центре картины-победительницы — история двух студенток, одна из которых вынуждена делать аборт, а другая ей помогает. Простая, хотя и трагическая история. Задано «просто» снятая лента. Эдакое «маленькое» кино. И полное признание. Кстати, Анимария Маринка, сыгравшая героиню, считалась серьезной претенденткой на приз за лучшую женскую роль. Тем не менее этот приз достался Ли Шин-Э («Тайный свет», Южная Корея, реж. Ли Чан-Дон). И тоже справедливо.
Вторую по значению награду — Гран-при получила не очень заметная японская лента «Утренний лес» (реж. Наоми Кавасе). Это притча, снятая модным в нынешнем году в Каннах медленным медитативным способом, поначалу «сидела» внизу рейтингового списка. Но каннская традиция сработала: жюри и критики выставили фильму совсем разные баллы.
Одинаковые с фильмом «Четыре месяца, три недели, два дня» баллы критики дали картине братьев Коэнов «Нет страны для стариков». Кроме строки в рейтинге, эти два кинопроизведения не объединяет больше ничего. Ни одной награды любимцы фестивальной публики так и не получили. Коэны рассказывают о техасском маргинале (Джош Бролин), который находит среди горы трупов вблизи границы чемоданчик с деньгами. Теперь за ним охотятся шериф (Томми Ли Джонс) и маньяк-убийца, которого сыграл Хавьер Бардем. Этот харизматичный испанец, начинавший карьеру у Джулиана Шнобеля (его новая лента «Скафандр и бабочка», участвовавшая в конкурсе этого года, получила приз за режиссуру) и Педро Альмодовара (он, к сожалению, посетил фестиваль лишь как гость), от роли к роли набирает силу. Так что и в роли киллера-маньяка актер был непревзойденным.
Бардема называли главным претендентом на приз за лучшую мужскую роль. Тем не менее весьма неожиданно победил Константин Лавроненко, снявшийся в фильме Андрея Звягинцева «Изгнание». В этом холодном фильме красота построения кадра кажется самоцелью, а поиски веры и раздумья над верностью и изменой не наполнены, к сожалению, настоящими эмоциями. Так что и актеры кажутся больше статистами. Возможно, поэтому награда и вызвала больше всего острых вопросов на встрече прессы с жюри.
Среди фаворитов кинофорума с самого начала называли имя немецкого турка Фатиза Акина (в его активе — берлинский «Золотой медведь» и членство в каннском жюри). Лента «На краю рая» выстроена по принципу знаменитого «Вавилона», тем не менее конструкторского мастерства Алехандро Гонсалеса Иньярриту Акин не достигает. Слишком много вещей у него притянуты за уши, а сама лента вызывает ощущение надуманности.
Впрочем, большие почитатели социального кино приветствовали фильм бурными аплодисментами, а присутствие в жюри Памука и любовь Канн к молодым, поликультурным и амбициозным пророчила режиссеру золото. Тем не менее у Фрирза с компанией хватило хорошего вкуса, чтобы ограничиться лишь призом за сценарий.
Социально заангажирован и «Импорт-экспорт» австрийца Ульриха Зайдля. Жестокая лента изо всей силы, а ее в картине немало, дает пощечину австрийскому обывателю. И делает это с помощью... Украины. В центре фильма драматические судьбы украинской медсестра Ольги и австрийского парня Поля. Этих героев объединяет финансовая безысходность и ненужность обществу. Главные герои не пересекаются, их истории двигаются параллельно: Ольга едет в Австрию. А Поль в конце концов ищет роботу на ужгородском вокзале. Но если украинская бедность сохраняет все-таки свое моральное лицо, то австрийская сытость по Зайдлю — бездуховна и жестока. Впрочем, бревна в своем глазу британец Фрирз не заметил, огранчившись сочувствием другим народам, которые не входят в европейскую унию, и сильную картину Зайдля проигнорировал.
Канны сумели отдать должное и сугубо авторскому кино. Два года назад здесь всех поразил фильм мексиканца Карлоса Рейгадаса «Битва на небесах». Сейчас он представил новую работу «Беззвучный свет». Странное существование голландской общины в Мексике, верность и измена — вот тема масштабного полотна с долгими планами и удивительной красоты кадрами. Эта красота наполнена настоящей жизнью и, несмотря на статичность и затянутость каждой сцены, завораживает. Так что зал аплодисментами приветствовал присуждение Рейгадасу приза жюри, который он разделил с остроумным мультиком «Персеполис».
Этот режиссерский дебют Марджане Сатрапи и Венсана Парано сделан так живо, что полтора часа экранного времени пролетают незаметно. Анимационная лента возвращает к жизни подзабытую ручную анимацию, вместе с тем опираясь на традицию комикса. А вот история, которую рассказывают молодые режиссеры, отнюдь не мультяшная — она автобиографична для Марджане. В ленте речь идет о девушке из Ирана, которая пережила исламскую революцию, а потом отправилась искать счастья во Францию. Замечательная графика и блестящий юмор сразу сделали «Персеполис» фестивальным любимцем.
Интересно, что в фестивальных кулуарах много говорили о чем угодно, только не о таких мэтрах как американцы Гас Ван Сент и Квентин Тарантино. Их «Параноид-парк» и «Доказательство смерти» прошли почти незаметно. Для кинокритики. Но не для жюри, которое придумало для Гаса Ван Сента за его «Параноид-парк» специальный приз имени 60-летия фестиваля. Такие награды дают преимущественно за выслугу лет, так что это решение кажется странным. Как и сам фильм Ван Сента, в конце концов. У него в активе несколько красивых планов, хорошая работа юного актера — и все. Мальчик, случайно убивший охранника, поверяет свои переживания дневнику. Ситуация преследует его, мучит и явно будет мучить всю жизнь.
Финал «Доказательства смерти» — едва ли не единственная удачная сцена во всем фильме. Много разговоров — и мало смысла. Ради участия в Каннском конкурсе Тарантино согласился отделить свой фильм от предыдущего проекта «Гриндхауз», где он и Роберт Родригес сняли каждый по фильму, которые перебиваются якобы анонсами (гриндхаузы — кинотеатры, где в 70-х годах показывали фильмы категории В без цензуры). Именно эти анонсы — самое удачное место в проекте, тем не менее в конкурсный вариант они не вошли. В Каннах Тарантино пообещал, что полную версию зрители увидят на DVD, тем не менее вряд ли именно это помешало ему пополнить свою коллекцию наград. Впрочем, режиссер не слишком грустил и ходил на обычные, не вечерние, просмотры, охотно общаясь со всеми желающими.
Без наград остались и ожидаемые картины Катрин Брейя («Старая любовница») и Эмира Кустурицы («Пообещай мне это»). Жюри трудно в чем-то упрекнуть. Костюмированная драма эпатажной француженки на этот раз не удержалась на грани хорошего вкуса, а балканский панк снял откровенную комедию, не претендуя на большое кино. Наиболее удачным в этой ленте (конечно, неудачей ее можно считать только по сравнению с другими картинами Кустурицы) является саундтрек, написанный сыном режиссера. Но не лучше оказался и фильм Александра Сокурова «Александра» (с Галиной Вишневской в главной роли), с которого публика выходила целыми компаниями. Сам Сокуров вообще в Канны не приехал. Причиной его отсутствия организаторы называют проблемы со здоровьем, тем не менее в кулуарах поговаривают, что он отказался приехать из-за присутствия в Каннах своего конкурента — Андрея Звягинцева.
Итак, полные киноинтриг, звезд и ужасной жары двенадцать фестивальных дней завершились. Фестиваль громко отпраздновал шестидесятилетие, и на мониторах во дворце засветилась надпись: «Ждем вас 14 мая 2008 года». Так что время у нас еще есть.
«Ой не ходи, Грицю, та й на вечорниці»
Напомню: фестивальные отборщики просмотрели свыше четырех тысяч фильмов, чтобы предложить 22 для конкурсной программы. Среди «избранных» стран Украины не оказалось. Наше государство в Каннах представляли маленькие эпизоды из бурной фестивальной жизни. Украинскую дебютантку Екатерину Рак из Николаева привез в Канны австриец Ульрих Зайдль. Кроме нее, украинское кино было представлено только на кинорынке и на одной из многочисленных вечеринок, которую устроил фестиваль «Молодость». Кино как такового не было. Показывали фрагменты из фильмов на большом мониторе. Как и на всех каннских вечеринках, здесь ели, пили, общались. В общем шуме эти «вечорниці» совсем бы потерялись, если бы не присутствие в Каннах Екатерины Ющенко. Первая леди придала определенную статусность этому мероприятию, однако без фильмов (хотя бы в параллельных программах) Украина обречена оставаться в Каннах в роли массовки. И здесь полезным мог бы стать именно румынский опыт: малые бюджеты, глубокие идеи и... большое мастерство. Дождемся ли в Каннах и наших «мастеров»?