«Принцесса на горошине»... за роялем
Когда на сцену вышла шестилетняя кроха Зоя Новгородская (а было это два десятилетия назад), по залу прокатилась волна благодушного оживления. Пока сочинитель шествовал к роялю, крепко зажав под мышкой ноты собственного произведения, педагог успела заботливо подложить ей на стул, как маленькой принцессе на горошине, множество подушечек, чтобы детские руки не оказались невзначай ниже самой клавиатуры. «Гуси-Лебеди» - симпатичная музыкальная сказка Зои, победительницы Первого республиканского конкурса юных композиторов, слушателям пришлась по душе, и они наградили ее искренними долгими аплодисментами.
Как жаль, что здесь не оказалось того чиновника из Министерства культуры, который чуть было не задушил в зародыше идею конкурсов, дабы избавиться от лишних хлопот. Их инициатору композитору Подвале бюрократ цинично заявил, что они вредны для детского здоровья. И вообще: какие из ребят композиторы?
Однако нашлись люди, действительно разделившие тогда заботы Валерия Подвалы и возглавляемой им комиссии эстетического воспитания детей и юношества Союза композиторов Украины. Это были работники Министерства просвещения, которые помогли сдвинуть дело с мертвой точки.
В те далекие уже семидесятые даже за границей участвовать в композиторских соревнованиях могли лишь дети, достигшие семнадцатилетия. В наших же - украинских - впервые в мире состязались ребята в возрасте от 6 до 17 лет.
С тех пор конкурсы - добрая традиция Союза композиторов. Конечно, такие музыкальные турниры всегда связаны с волнениями - вот, пожалуй, единственное, в чем прав был чиновник, но волнениями - и тут мы должны ему возразить - радостными, окрыляющими душу ребенка.
«Душа» музыкальных турниров
Итак, конкурсы юных композиторов шли уже много лет, но профессионально готовить к ним учащихся было некому. Преподаватели не могли научить их тому, чего по-настоящему не умели сами. Это был словно заколдованный круг. И тогда главный организатор и «душа» этих рыцарских музыкальных турниров Валерий Давидович Подвала взялся за работу над книгой, которая позднее стала первым в мире учебником для детей и одновременно для педагогов, раскрывающим секреты и тонкости композиторского мастерства. Пособие было выпущено в 1989 г. издательством «Музична Україна». Название простое и точное. И все же звучит оно как призыв, обращенный к юному поколению: «Давайте сочинять музыку!»
Сейчас в музыкальных школах (хотя, к сожалению, не во всех) педагоги с самого раннего возраста занимаются с учениками композицией. Украина - первая страна на территории бывшего Союза, где предмет «Сочинение» (музыки) входит в учебный план теоретических отделов всех музучилищ. Однако не просто далось воплощение этого в жизнь композитору Подвале. На убеждения чиновников всех рангов ушли годы. Но конкурсные работы и сборник «Дети - детям», куда вошли произведения лауреатов III Республиканского конкурса юных композиторов, изданный «Музичной Україной» еще в 1983 г., послужили весомым аргументом в пользу осуществления этого замысла.
У истоков...
...В юности Валерий Подвала стать педагогом не собирался. Выпускнику композиторского факультета Киевской консерватории, где он занимался у таких прославленных мастеров, как Б.Лятошинский, Л.Ревуцкий, А.Штогаренко, естественно, хотелось посвятить себя сочинению музыки. А тут - теории, ежедневная учебная текучка... Скучно. Как-то он предложил студентам гармонизировать мелодию, но не чужую, классическую, а собственную. Молодежи это понравилось. Вот так на вдохновении и энтузиазме начались его занятия по композиции со своими первыми учениками.
На фортепианных сборниках В.Подвалы позднее училось не одно поколение юных музыкантов. Его яркие характерные пьесы «Стрекоза и Муравей», «Капризуля», «Добрый джин» знают и любят учащиеся многих музыкальных школ республики. Видные киевские музыканты не раз исполняли в концертных залах его «Фортепианный квартет» и другие произведения.
Доверительный диалог
Тянутся к Валерию Давидовичу не только внуки, а и все его ученики, от первоклашек музыкалки до студентов училища им.Р.Глиэра. Ведь его уроки музыки, с присущими им мастерством и профессионализмом - это еще и уроки доброты, высокой интеллигентности, терпимости.
- Учить детей сочинению лучше всего играючи, - убежден педагог. - Игра - самый понятный для них язык. И тут просто неоценима роль сказки с ее сюжетами и образами. Ведь это их мир.
Взять хотя бы «Колобок». Этот «роман», - шутит Валерий Давидович, - они все хорошо знают. Главный герой встречает на своем пути тяжелого грузного медведя, прыгающего зайца, игривую, коварную лису. Все это разные образные характеристики, разные темы. Повторяется лишь тема катящегося быстрого Колобка. Работая над такой музыкальной сценической пьесой, можно сразу учиться и созданию образов, пользуясь выразительными композиторскими средствами, и осваивать форму произведения. Например, рондо, состоящего из нескольких частей с неизменно повторяющимися местами. Тема Колобка здесь и будет рефреном, т.е. повторением, словно припев в песне.
Тем, кто постарше, - задания потрудней. Допустим, предлагается музыкальный детектив: найдены старые ноты, классический стиль. Кто автор: Моцарт, Глюк, Гайдн или кто-то еще из представителей этой славной, «звездной», плеяды? Определяя, чье же это сочинение, дети глубже изучают творчество каждого из композиторов. Но это еще не все. На втором этапе нужно досочинить произведение, т.е. дописать его в стиле данного автора. А это учит ребят освоению музыкального языка той эпохи как бы «изнутри», пропуская его через собственное воображение, и обогащает их личный сочинительский опыт все новыми стилистическими приемами.
Участие же взрослого привносит красоту в сочинение ребенка: возникает более изысканная форма, совершенная мелодия. Ученик получает удовольствие от таких занятий. А похвала дает ему новое вдохновение, побуждает к дальнейшей творческой активности.
Главное же, учить ребят надо тактично, не навязывая собственный композиторский стиль, давать им полную творческую свободу и лишь деликатно направлять детскую фантазию.
На уроках Валерия Давидовича никогда не звучит слово «нельзя». Хочешь, например, подбирать по слуху - подбирай, хоть в педагогике это и считается непозволительным, так как якобы портит музыкальный вкус. Правда, никого из воспитанников Подвалы такое музицирование еще не испортило, иначе не становились бы они хорошими музыкантами.
Добрые всходы музыкального поля
Одни из первых учеников Подвалы теперь и сами маститые композиторы: народный артист Украины, лауреат Государственной премии им.Т.Шевченко Александр Костин или, скажем, Ирина Кириллина, чье песенное творчество хорошо знакомо молодежи.
В Национальной филармонии недавно состоялся авторский концерт еще одного воспитанника - композитора и пианиста Юлия Гальперина, живущего теперь в столице Франции. Здесь наш бывший соотечественник открыл музыкальную школу, где юные парижане осваивают навыки композиторского искусства. «Учу, как вы нас учили», - сказал он Валерию Давидовичу.
А в Киеве в Городском конкурсе юных композиторов этого года участвовали 47 учеников музыкальных и школ эстетического воспитания, представивших жюри 130 произведений. 17 конкурсантов стали лауреатами, и по традиции председатель жюри заслуженный деятель искусств Украины В.Подвала вручил им дипломы и призы.
Детский музыкальный праздник получился и торжественным, и одновременно веселым. Глядя на сияющие лица ребят, подумалось: а ведь когда-то Валерий Давидович педагогом быть не собирался. Но судьба, к счастью, распорядилась иначе!