UA / RU
Поддержать ZN.ua

Уроки музыки — летними вечерами

Много лет подряд на две летние недели музыкальная молодежь приезжает в Киев на международную «Летнюю музыкальную академию». За это время мастер-классы прошли около 600 молодых музыкантов из 15 стран мира.

Автор: Лидия Новохатько

Много лет подряд на две летние недели музыкальная молодежь приезжает в Киев на международную «Летнюю музыкальную академию». За это время мастер-классы прошли около 600 молодых музыкантов из 15 стран мира.

В нынешнем году 39 исполнителей из Бразилии, Ирландии, Испа­нии, США, Украины, Хорватии и Швейцарии учатся у профессоров из Бельгии, Российской Федерации, США и Украины.

Марк Лакирович (США) - в числе авторитетного состава педагогов академии. Он дает мастер-классы как профессор по классу камерного ансамбля, а также дирижирует симфоническими и камерными оркестрами в США, Канаде, Европе, Авс­т­ралии, Мексике и Украине.

На международной «Летней музыкальной академии» к нему приезжают на мастер-классы скрипачи и те, кто выбирает игру в камерном ансамбле.

- Люди, которые к вам приезжают на мастер-классы, уже определились: в дальнейшем их жизнь будет связана с музыкой?

- Думаю, большинство приняли такое решение. Те, кому более двадцати лет, уже практически все избрали свой путь. Вот, например, с оркестром играют участники, которые занимаются музыкой профессионально. Хотя ничего нельзя сказать наверняка: многие выбирают музыкальный путь и даже заканчивают консерваторию, а потом меняют направление.

- Какие основные проблемы вы видите у музыкантов на мастер-классах?

- Проблемы разные. Встре­чаются технические задачи, которые нужно решать… Но главное: музыканты должны быть образованными и понимать, что они играют. Воспитание происходит не только через педагога и занятия, но и через восприятие музыки, через разбор произведений.

- Как решаете проблему, если не согласны с выстроенной педагогом концепцией или трактовкой произведения, которое играет ученик?

- Я надеюсь, что конфликта взглядов нет. Я всегда акцентирую внимание, что это только мое мнение. И когда участник встретится со своим педагогом, ему нужно посоветоваться с ним - согласен ли он с такой трактовкой. Я лишь предлагаю. И ни в коем случае не говорю, что это единст­венный правиль­ный путь… Считаю: чем больше информации у музыканта, тем лучше. Мои студенты также ездят на разные мастер-классы по всему миру, занимаются с другими педагогами.

- Шесть уроков - достаточно для прогресса, или за это время можно только исправить какие-то нюансы?

- Можно сделать и то, и другое - все зависит от ученика. Конечно, важно, что именно нужно исправлять. Но такие мастер-классы, несомненно, дают возможность двигаться вперед. Ведь, как я уже говорил, любая новая информация заставляет человека думать. Но, когда видишь, что вмешательство может повлечь за собой последствия, которые помешают участнику сыграть на концерте, вмешиваться не стоит. Все-таки они приехали еще и научится выступать. Особенно те, которые сыграют с оркестром (в рамках Между­народного фестиваля «Киевские летние музыкальные вечера». - Авт.).

В этом году в моем классе только два студента выступают с оркестром, и это мои ученики, которые приехали со мной из Бостона (США). Все остальные выступают сольно.

Несомненно, если есть недочеты и я это вижу, на них нужно указать. Все очень индивидуально.

- Вы советуете, что полезно или необходимо взять музыканту дальше в свой репертуар?

- Только если они спрашивают и, конечно, они должны посоветоваться с педагогом. Без согласия и сотрудничества педагога не может быть в дальнейшем прогресса. Но есть один интересный момент, который я использую в работе с ребя­тами, которые играют сольные концерты. Я стараюсь, чтобы они выучили какую-то новую пьесу в течение двух недель академии. Быстрое мышление, подготовка, фокусировка - это очень помогает в дальнейших занятиях. И когда они исполняют такую пьесу на концерте, это их подстегивает дальше заниматься, быстро учить.

- У вас проходят мастер-классы ученики из многих стран. Чувст­вуете ли разницу школ?­

- Есть традиции, которым следуют педагоги, особенно в Восточной Европе и в Украине в частности. Это изучение определенного репертуара, то, что нужно пройти и что принесет пользу. И в этом много хорошего, ведь есть определенная методика. Ребята уважают педагога и следуют выбранному репертуару. На Западе все немного по-другому потому, что нет единой школы, системы требований. В Америке нет государственного экзамена для студентов. В высших учебных заведениях или в специализированных школах экзамены проходят по программам данного учебного заведения. Боль­шинство же занимается в частных студиях или в детс­ких музыкальных школах, где не существует конкретных требований. Я считаю, правильный путь - следование определенной методике.

- Как вы настраиваете музыкантов перед выступлением?

- Думаю, нет такого музыканта, который не хотел бы максимально использовать и показать свои возможности на концерте. Настройка одна: музыканты, как и слушатели на концерте, должны получить удовольствие от выступления, контакта с музыкой и музыкантом. Испо­л­нитель должен играть для себя и для пуб­лики.

Марк Лакирович - выпускник Азербайджанской консерватории, музыкальных академий в Тель­Авиве и Иерусалиме (Из­раиль) и консерватории в Лю­церне (Швейцария).

Был соучредителем­директором музыкальной школы им. Столярского в Брисбене и Сиднее (Австралия), преподавал струнную и камерную музыку в консерватории в Сиднее, в музыкальном колледже в Штутгарте, в Школе исполнительских искусств в Энн­Арборе, в Спе­циальной музыкальной школе и в школе Люси Мозес при Кауфман центре в Нью­Йорке. Был заместителем директора образовательных программ и му­зыкальным директором Спе­циальной музыкальной школы при Кауфман центре, а также исполнительным директором в Школе исполнительского искусства в Энн­Арбор, штат Мичиган.

В данный момент Марк Лакирович - профессор по классу струнных инструментов Музыкальной консерватории Чикагского университета им. Рузвельта, а также преподаватель в Музыкальной школе Лонжи Бенд колледжа в Бостоне.