UA / RU
Поддержать ZN.ua

УРОКИ ХХ ВЕКА: ХОЛОКОСТ В ЖИЗНИ И НА ЭКРАНЕ

Согласитесь, если фильм получает самую престижную кинематографическую награду - «Оскар» (причем - ...

Автор: Борис Забарко

Согласитесь, если фильм получает самую престижную кинематографическую награду - «Оскар» (причем - семь «Оскаров»), если черно-белую, тяжелую и продолжительную по времени ленту за несколько месяцев посмотрели более 250 миллионов в США, Европе, на Ближнем Востоке, в России и других странах, если на премьеру фильма приходят президенты и другие знаменитости Германии, Израиля, Хорватии и других стран, а американский президент Билл Клинтон на одной из пресс-конференций со слезами па глазах обращается к соотечественникам: «Умоляю вас, посмотрите этот фильм!», если российские фашисты планировали провести серию поджогов в кинотеатрах, где собирались показывать фильм, если вокруг кинокартины и событий, отображенных в ней, в мире разворачивается дискуссия по сложнейшим и актуальнейшим проблемам истории и современности, то это событие не только культурной, но и общественно-политической жизни.

Я говорю о фильме самого популярного, самого кассового, самого известного сегодня американского режиссера Стивена Спилберга «Список Шиндлера». О фильме, который возвращает зрителей к одной из самых трагических страниц второй мировой войны - к Холокосту - самому чудовищному преступлению самого жестокого века, массовому истреблению нацистами европейских евреев, только потому, что они евреи.

В переводе с греческого «Холокост» значит «жертвоприношение сожжением» или «огненное истребление». То, что сделали фашисты с шестью миллионами евреев в Германии и Австрии, Франции и Голландии, Польши и Венгрии, Румынии и Югославии, республик Балтии, Белоруссии, Украины, России, бывшего Советского Союза, большинство которых были сожжены в нацистских крематориях и газовых печах, и есть огненное истребление. И об этом фильм Стивена Спилберга.

За пятьдесят послевоенных лет на мировой экран вышли десятки антифашистских кинолент. Достаточно назвать такие крупные произведения, как французский фильм «Ночь и туман», советский «Обыкновенный фашизм», польский «Корчак», английский «Это могло случиться у нас», немецкие «Майн кампф» и «Жизнь Адольфа Гитлера», американские «Нюрнбергский процесс» и художественный телесериал «Холокост», а также документальные ленты «Катастрофа» Клода Ланцмана (продолжительность - 9,5 часа) или «Отель Терминус» Марселя Обхюлса (82 интервью, 120 часов киноматериалов, отснятых в течение 2-o лет в 18 городах пяти стран мира; продолжительность фильма - 4,5 часа) и другие.

Но интерес к этой драматической странице истории XX века не иссякает, так как история фашизма не закончилась в 1945 году. Он не. ушел в могилу вместе с Гитлером, Муссолини, Сталиным, Франко. Он живуч и многолик.

Сегодня он вновь поднял голову, принимая разные обличья, выряжаясь в новые одежды в зависимости от конкретной ситуации. Поднялась шовинистическая, националистическая, антисемитская пена, оживились так называемые национал-патриоты (точнее национал-карьеристы). Открытая проповедь национальной и расовой нетерпимости, заявление, что «на исконной земле одной нации не может быть равноправия между всеми нациями», погромные выступления агрессивных националистов, экстремистов, антисемитов, возрождение черносотенного и фашистского мифа о «жидо-масонском заговоре», «этнические чистки» и т.п. вызывают законную и вполне оправданную и понятную озабоченность и тревогу простых нормальных людей.

Они понимают, а история подтверждает, что опасность возрождения фашизма, тоталитаризма должна быть отвращена в самом ее начале, подавлена в зародыше, пока она не выросла в угрозу для человечества.

Необходимо постоянно помнить и рассказывать новым поколениям о тех неисчислимых страданиях и бедствиях, в пучину которых вверг человечество фашизм для того, чтобы помешать его возрождению. А предпосылки для этого, к сожалению, есть.

Спилберг созрел для своего самого великого фильма, когда оказался на территории бывшего еврейского гетто в Кракове: «Я взглянул себе под ноги и понял, что стою на самом большом поле смерти в современной истории. Это Польша. Я еврей. Пятьдесят лет назад стоять на этой земле означало бы для меня смертный приговор».

В лагере смерти Освенцим он понял, что в силах снять фильм «Список Шиндлера». Это, говорил он, никого не воскресит, но станет каким-то предостережением против повторения нового Холокоста.

Еще одна причина заставила Стивена Спилберга обратиться к теме Холокоста. «В американских школах, - свидетельствует режиссер, предки которого были выходцами из Украины, а его еврейская семья потеряла 17 человек в гитлеровских лагерях смерти, - 60 процентов учащихся не понимают смысла выражения «массовое истребление евреев», а 20 - считают, что ничего подобного никогда, не было. Я создал фильм для них, для совести молодежи».

Такая же картина непонимания или нежелания понять то, что было, характерна не только для американских учащихся.

Герой фильма Оскар Шиндлер - реальная личность. Несмотря на то, что в 1982 году в США и Великобритании, а затем в 1983 году и в Германии вышла книга австралийского писателя Томаса Кенелли «Ковчег Шиндлера», которая базировалась на воспоминаниях «евреев Шиндлера», архивных материалах иерусалимского мемориала Яд Вашем и др. (Кенелли получил за книгу одну из самых престижных литературных премий), имя Шиндлера мало кто знал до появления фильма Спилберга.

Фильм его обессмертил. Интерес к жизни этого человека необычайно возрос. Сегодня все пытаются разгадать тайну: каким был на самом деле член гитлеровской партии НСДАП, имевший влиятельных друзей-собутыльников в руководстве гестапо и вермахта, ставший в годы войны миллионером, и почему этот преуспевающий бизнесмен, пользовавшийся огромным успехом у женщин и удачей в азартных играх, вдруг оказался тем человеком, который, рискуя собственной головой, с отчаянной смелостью интриговал, подделывал документы, торговался с надзирателями концлагерей, с одной лишь целью: спасти людей, обреченных на смерть. Тысяча сто евреев обязаны жизнью этому вполне обыкновенному человеку.

Оскар Шиндлер родился в 1909 году в Судетах в семье фабриканта. В молодости он мечтал о карьере мотогонщика. Рано вступил в организацию НСДАП. Прожигатель жизни и искатель приключений, он был абсолютно равнодушен к таким понятиям, как раса, народность, кровь, но со свастикой на лацкане пиджака было легче вести дела. Он не был, пишут корреспонденты газеты «Франкфуртер рундшау», ни стопроцентным немцем, ни настоящим чехом. В некотором смысле его можно было считать человеком без национальности.

Польши фашистами, Шиндлер приехал в Краков. Здесь он приобрел за бесценок оказавшуюся на грани банкротства фирму «Рекорд». Ее цеха были переоборудованы для выпуска эмалированной посуды. На эту фабрику «Немецкой эмали» присылали приговоренных к принудительным работам евреев и поляков. Их рабский труд использовался на многих предприятиях, и везде они были совершенно бесправны. Их били, над ними всячески издевались.

На фабрике у Шиндлера было не так. Нормы здесь оставались низкими, и, кроме того, он пытался облегчить жизнь этим несчастным людям, как только мог. Как вспоминают спасенные им евреи, часто проходя мимо чертежных столов и плавильных печей, он доставал из кармана пачку сигарет, закуривал одну, а пачку с остальными «забывал» взять с собой. Он знал, что за 4 сигареты в то время на краковском «черном» рынке можно было обменять целую буханку хлеба...

Шокированный массовым уничтожением евреев, он пытался сделать что-то, чтобы спасти хоть часть из них. В 1942 году Шиндлер добился разрешения на строительство особого лагеря для своих рабочих предотвратив тем самым их отправку в Освенцим - т.е. на верную смерть. Их содержание он оплачивал из собственного кармана, даже доставал для них, стоившие больших денег, лекарства.

Когда же гетто было ликвидировано, а его рабочие отправлены сначала в трудовой лагерь, а затем в Освенцим, Шиндлеру удалось получить разрешение перенести производство в тыл - в свой родной город Свитави и перевезти туда всех, кто работал на фабрике. Более того: он сумел убедить эсэсовцев в необходимости взять с собой еще 400 евреев под тем предлогом, что германской армии нужны рабочие руки.

Оказаться в эвакуационном списке Шиндлера (отсюда название фильма) означало выжить. В него вошли 800 мужчин и 300 женщин. Мужчины прибыли в Свитави, а женщин в последний момент все же отправили в Освенцим. Буквально у дверей газовых камер Шиндлер выкупил их и совершил немыслимое, непредставимое, невозможное. Из Освенцима, в первый и последний раз в его истории, выходил не порожняк, а состав, груженный спасенными девочками и женщинами.

Вокруг Шиндлера сложилось немало легенд. Его собственная жизнь находилась под постоянной угрозой. Его трижды арестовывали. Однако, он не отступался.

Одна из самых загадочных страниц из жизни Шиндлера, которую и сегодня пытаются разгадать, - последние дни на его фабрике в Брюнлице перед освобождением города частями Советской Армии. Работавшие там евреи содержались в расположенном рядом с фабрикой лагере. Перед отступлением нацисты должны были уничтожить их, как это делалось в других местах. Но этого не случилось. Согласно возникшей легенде, Шиндлер накануне прихода советских войск послал коменданту лагеря бутылку вина с сильной дозой снотворного. Выпив ее, эсэсовский офицер заснул и не смог отдать приказ о ликвидации лагеря.

Однако другие очевидцы рассказали, что никакого вина со снотворным не было. Комендант лагеря, когда линия фронта приблизилась, в неожиданном порыве патриотизма добровольцем отправился на передовую, а лагерная охрана, оставшись без руководителя, разбежалась, бросив заключенных на произвол судьбы.

Шиндлер не стал дожидаться советских войск. Без сомнения, он разделил бы участь Рауля Валленберга. Тысяча сто спасенных вряд ли спасли бы своего спасителя. По рассказам участииков событий, рабочие фабрики снабдили его многочисленными петициями, в которых подтверждали заслуги Шиндлера в деле спасения евреев.

Заключенные отлили для него кольцо, на котором были выгравированы слова из Священного писания иудеев: «Тот, кто спасает хотя бы одну жизнь, спасает весь мир». С этим подарком и охранными грамотами он бежал на Запад.

После войны Шиндлеру в присутствии канцлера ФРГ Конрада Аденауэра вручили Федеральный крест «За заслуги». Орденом наградил его и Ватикан.

Спасенные им люди собрали деньги, на которые Шиндлер уехал в Аргентину и основал там небольшую фирму. Но через несколько лет после ее банкротства, вернулся в Германию, построил завод по производству цемента, также приносивший одни убытки.

В последние годы он был одинок (большинство спасенных им уехало из Германии) и жил в небольшой комнатушке недалеко от оперы, в районе «красных фонарей», расположенном возле железнодорожного вокзала во Франкфурте. Умер он в 1974 году в крайней нищете и безвестности.

Его знали, радушно принимали и называли «отцом» только в Израиле. По приглашению «своих евреев» он побывал здесь около 20 раз. Спасенные им люди выдвинули кандидатуру Шиндлера для присвоения ему почетного титула «Справедливый среди народов» - высшей награды Израиля, которой удостаивается иностранец за заслуги в деле спасения евреев в годы второй мировой войны.

По их мнению, писала «Франкфуртер рундшау», пример Шиндлера не имел аналогов: он был, вероятно, единственным членом НСДАП, который используя свое положение в нацистской системе, спас от неминуемой смерти так много евреев. Однако почетный титул ему тогда не присвоили, но в 1962 году его пригласили в Иерусалим, где он, одним из первых посадил собственное дерево на «Аллее 9пра-ведливых».

Сейчас, после фильма Спилберга, около этого дерева под ?14, а также на его могиле на католическом кладбище в Иерусалиме, где по завещанию Оскара Шиндлера его похоронили, много цветов, камней (по древней иудейской традиции на могилы близких кладут камни).

Решимость сохранить в памяти людей имя Шиндлера была настолько велика, говорил Спилберг, что именно ради них он должен был сделать этот фильм. И он его сделал, вызвав у зрителей разных стран потрясение, смятение, шок, многочисленные рецензии и отклики критиков, серьезные научные и публицистические статьи ученых и политиков.

Особо огромный резонанс фильм «Список Шиндлера» вызвал в Германии, вновь навел на размышления об эпохе нацизма и второй мировой войны, ответственности за небывалые преступления против невинных людей.

Как известно здесь анализу причин, которые сделали возможными эти преступления, уделяли и уделяют особое внимание. Акты насилия над иностранцами, поджог правыми экстремистами синагоги в Любеке показали актуальность темы фильма и полемика вокруг него предстала в совершенно новом, тревожном свете.

Мюнхенская «Зюддойче цайтунг» писала: «История Шиндлера имеет значение и сегодня». Газета приводит параллель между молчанием большинства во времена нацистов и тенденцией, которые она отмечает сегодня - попытку игнорировать или не придать должного значения растущей волне насилия на почве расизма.

И если в картине Стэнли Кремера «Нюрнбергский процесс» ответом на заявление «Мы ничего не знали. Мы ничего сделать не могли. Мы не виноваты. Оставьте нас в покое» было восклицание сидевшего на скамье подсудимых бывшего немецкого судьи Яннинга: «Как это мы не знали? Где мы были? Где мы были, когда из соседних домов вытаскивали невинных людей и отправляли в Дахау? Где мы были, когда почти в каждой немецкой деревне стояли вагоны для перевозки скота, битком набитые детьми, которых отправляли в лагеря для уничтожения? Где мы были, когда они плакали и звали нас в ночи? Мы были глухи? Немы? Слепы?», то после фильма «Список Шиндлера» ставится вопрос: «Почему другие не сделали то, что сделал он?»

В стране, которая при Гитлере стала палачом Европы, в стране, властители которой некогда ставили цель «окончательно решить еврейский вопрос», было не принято и неприятно вспоминать о тех, кто рискуя благополучием, собственной жизнью спасал евреев от газовых камер и массовых расстрелов. Может быть, потому, что мужество этих одиночек - укор миллионам пассивных, доказательство того, что и в нацистской Германии можно было оставаться порядочным человеком.

Главный герой фильма опровергает ложные отговорки немцев: преступному режиму можно было все-таки оказывать сопротивление или, в крайнем случае, не принимать участия в его актах жестокости.

Таких людей было не мало, но точного их числа не знает никто. Известно, однако, что только в Берлине, который нацисты еще в мае 1943 года объявили «городом, очищенным от евреев» благодаря многим известным и неизвестным спасителям, войну пережили по крайней мере 1400 евреев. Это только в Берлине, а по всей Германии, сообщала газета «Вельт», откликаясь на фильм «Список Шиндлера», в развалинах разрушенных немецких городов скрывались 9 тысяч евреев. Почти в два раза больше евреев пытались скрыться с чужой помощью, но были обнаружены и схвачены гестапо, писал гамбургский еженедельник «Цайт».

Каждого из спасенных приходилось во времена нацизма передавать «по цепочке» из рук в руки. И в спасении каждого еврея, по данным ученых- историков, как правило, принимали участие 5-6 немцев. Получается, что при самых грубых подсчетах, евреям помогали в те годы от 60 до 80 тысяч немцев.

И тем не менее, считает руководитель берлинского Центра исследования антисемитизма Вольфганг Бенц, помощь евреям в нацистской Германии была «исключением из правил», но это «исключение» свидетельствует о том, что в то время, когда над Германией и Европой опустилась черная ночь фашизма и мракобесия, были люди, оставшиеся верными благородным идеалам человечности.

...На одном из холмов Иерусалима, где расположен мемориал памяти миллиона евреев, ставших жертвами нацистского геноцида, находится «аллея праведников». Около 12 тысяч деревьев посажены здесь теми и в память о тех, кто, не подчинившись нацистским порядкам, спасал евреев в страшные годы гитлеровской диктатуры. Этого отличия, отмечает «Цайт» в статье «Другие Шиндлеры», были удостоены 4261 поляк, 3710 голландцев, 1104 француза, 276 немцев. Конечно, их было намного больше.

Нас, естественно интересует не только скольким гражданам Украины оказана такая честь, а сколько их было, тех, кто в постоянном страхе, рискуя своей жизнью и жизнью своих детей и близких прятал евреев, спасал их от массовых расстрелов, отправки в гетто и концлагеря.

Опасность подстерегала спасителей повсюду: регулярные облавы на евреев, которые проводили гестапо и местные полицаи, доносчики (бывший начальник службы безопасности в Киеве Шумахер, давая показания после войны, указывал, что в его ведомство поступало столько доносов о прячущихся в городе евреях, что служащие не успевали на них реагировать). Это тоже было в нашей драматической истории. И не приведи Господи, чтобы это повторилось.

Потому и напоминаем сегодня об этом, а также для того, чтобы с особой благодарностью отметить тех украинцев, русских, белоруссов и других, которые в море ненависти, равнодушия и бесчувствия, в том числе и местного населения, разжигаемые антисемитской пропагандой фашистов и украинской оккупационной администрации и коллаборационистской печати, несмотря на опасности (напомним, что фашисты наказывали и убивали «за укрывание жидов») нетяжелые испытания, делали все для помощи и спасения людей, оказавшимися изгоями на своей родине.

Но сколько их, праведников? Как они действовали? Что с ними стало? Мы не знаем, потому что до последнего времени эта тема не вызывала интереса. В СССР она всячески замалчивалась и ни в одном учебнике истории, многотомных историях СССР и УССР, научных трудах и монографиях не упоминалось о Катастрофе советского еврейского населения, оказавшегося на оккупированной территории и соответственно - об их спасителях.

История и историография использовались в целях непрекращающегося процесса забвения, а не памяти. Когда в прошлом году в Вене проходила презентация трехтомной «Энциклопедии Холокоста», подготовленной учеными США, Германии и Израиля, я спросил одного из главных редакторов профессора Юлиуса Шоепса: «Почему в энциклопедии так мало материала о Катастрофе украинского еврейства в годы войны?» - «Вы же очень мало или почти ничего не написали об этом», - таков был ответ ученого. Нельзя было не согласиться с горьким, но правдивым замечанием.

И хотя после обретения Украиной независимости, установления дипломатических отношений с Израилем, некоторым оживлением еврейской жизни в Украине появился ряд работ по Катастрофе, о трагедиях Бабьего Яра, Дробицкого Яра, Бердичева, о сопротивлении евреев палачам публикуются свидетельства и воспоминания очевидцев и бывших узников концлагерей и гетто, чудом выживших, а также подпольщиков, партизан, воинов Сопротивления, необходимо однако отметить, что в нашей стране, где в 1941-44 годах погибло большинство евреев, которое не смогло эвакуироваться на Восток, до настоящего времени нет национального мемориала - музея Холокоста. Нет даже музея жертв Бабьего Яра в Киеве, хотя они созданы в Европе, Америке и даже в Японии.

Основные исследовательские центры находятся к сожалению не у нас, где сосредоточено огромное количество архивных документов, где на местах трагедий все еще находится большое число свидетельств и участников трагических событий, а в Израиле, США, Германии и других зарубежных странах.

И только в последние годы мы начали работу по сбору, хранению и публикации материалов о геноциде нацистов и их пособников в отношении еврейского населения в годы войны.

Энтузиасты созданных в Киеве фондов «Память жертв фашизма в Украине», «Память Бабьего Яра», харьковского регионального историко-мемориального центра исследования Катастрофы «Дробицкий Яр», Винницкого объединения «Вечный памятник», организаций, обществ и союзов еврейской культуры и бывших узников фашизма Львова, Одессы, Черновцов, Полтавы и других городов и населенных пунктов собирают Свидетельства и воспоминания тех, кто пережил Катастрофу в гетто, рабочих и концентрационных лагерях, в лагерях уничтожения, тех, кто воевал в партизанских отрядах, кто выжил под чужим обликом и именем, с чужими документами, а также тех, благодаря которым они спаслись от смерти.

Однако, досадно и жаль, что мы включились в эту благородную и гуманную работу по увековечиванию свидетельств людей, переживших Катастрофу тогда, когда участников и очевидцев тех трагических событий остается все меньше и меньше. Досадно, что так поздно появилась возможность использовать материалы из прежде закрытых архивов по этой, некогда закрытой теме, и чтобы узнать о том, что же на самом деле произошло с еврейским населением во время войны, надо было ехать в Израиль, США, Германию. Подобные размышления возникают и тогда, когда обращаешься к проблеме, так же сознательно замалчиваемой - к подвигу людей разных национальностей, которые в жесточайших условиях спасали евреев от поголовного уничтожения. Не удивительно, что на «Аллее праведников» так мало деревьев с табличками, где начертаны имена украинцев (как, впрочем, и россиян, белоруссов и других из бывшего СССР): их просто не знали. А до недавнего времени - не хотели знать.

Как пишет в книге «Справжні герої» председатель Израильского общества еврейско-украинских связей Яков Сусленский (в результате многолетних поисков во многих странах мира он составил и передал в «Яд Вашем» список из более 400 граждан Украины - спасителей евреев), «эти люди, как настоящие герои, вошли в бессмертие. Выявление и почитание таких рыцарей благородства имеет чрезвычайно большое политическое и воспитательное значение, и крайне необходимо сделать все, чтобы навечно запечатлеть в народной памяти их священные имена».

Все шире разворачиваются поиски спасителей в Украине. Во время визита Президента Украины в США Леонид Кучма передал вашингтонскому Музею Холокоста список Праведников мира Украины.

Необходимость восстановления правды после коллективной потери исторической памяти особенно важна в наше сложное, переходное время, когда оживились больной, агрессивный национализм, ксенофобия, расизм, нетерпимость и антисемитизм - болезни, обнажающие самые темные стороны человеческой натуры.

Проблема эта, хотя сегодня и не окрашена в цвет крови, чрезвычайно важна и с моральной, и с политической точек зрения.

Вот почему, я думаю, надо, чтобы и наш зритель увидел картину Стивена Спилберга «Список Шиндлера» - о Холокосте и человеке в экстраординарных условиях. И не с опозданием на десятилетия, как это было раньше, а одновременно со всем цивилизованным миром. Нельзя забывать о том, что было (каким бы страшным и «неудобным» оно не было), ибо, как писал известный американский философ Джордж Сантаяма, «тот, кто не способен помнить прошлое, обречен на то, чтобы его повторять».

От редакции. Незадолго до визита Леонида Кучмы в США одна из американских телекомпаний показала программу «Уродливое лицо свободы», в которой Украина была представлена, как страна антисемитизма. С осуждением такой провокационной информации выступил целый ряд еврейских деятелей, в том числе Главный раввин Украины и Киева Яков Дов Блайх. Но все же хочется задать вопрос руководству нашей страны: разве не стала бы убедительным ответом дезинформаторам широкая демонстрация на экранах Украины «Списка Шиндлера»? Задумайтесь над этим, господа.