UA / RU
Поддержать ZN.ua

Умирал на оперной сцене, погиб от пули в АТО

Это известие буквально потрясло не только музыкальную Украину, но и всю страну… Первым сообщил о смерти знаменитого украинского певца Василия Слипака журналист Юрий Бутусов. 29 июня на 43-м году жизни из снайперской винтовки был застрелен наш земляк, один из выдающихся сыновей Украины.

Автор: Ольга Кизлова

Это известие буквально потрясло не только музыкальную Украину, но и всю страну… Первым сообщил о смерти знаменитого украинского певца Василия Слипака журналист Юрий Бутусов. 29 июня на 43-м году жизни из снайперской винтовки был застрелен наш земляк, один из выдающихся сыновей Украины.

Он родился на Львовщине в 1973 г., учился во Львовской консерватории (сейчас Академия им. Н.Лысенко). Имел уникальный голос, работал на сцене парижского театра Опера Бастилия (Opéra Bastille. - фр.). С началом Революции достоинства вернулся в Украину, воевал в рядах ПС, защищая оккупированные территории Украины от агрессоров и сепаратистов.

Своими воспоминаниями об артисте и человеке Василие Слипаке поделились с ZN.UA его побратимы по искусству.

Игорь Щербаков, председатель Национального союза композиторов Украины:

- С Василием Слипаком - тогда еще контр-тенором - судьба меня свела в 1994-м, когда мы только лишь начинали наши знаменитые Международные форумы музыки молодых (тогда был третий). Коллеги Юра Ланюк и Саша Козаренко сказали мне, что во Львове есть такой удивительный молодой певец. Эффект от произведения Александра Козаренко "П'єро мертвопетлює" по Михаилу Семенко (поэт эпохи Расстрелянного возрождения, умер от менингита в тюрьме киевского НКВД. - О.К.) был невероятный: партию сопрано пел высоченный, два метра ростом, Василий Слипак, причем пел так артистично и мастерски, что зал Дома ученых стонал от восторга. И дирижер Игорь Андриевский полностью повторил это замечательное произведение на бис. Это был единственный случай за все фестивали, когда произведение повторили полностью. Прямо неистовство!

И второй памятный для меня момент. Тот же 1994-й, осень, заключительный концерт фестиваля "Контрасты". У меня есть оркестровое произведение "Ария Пассионе", в котором я цитирую арию O, blüte nur, du, liebest Herz из "Страстей по Матфею" Баха. По замыслу, эту единственную на все оркестровое произведение вокальную фразу на кульминации поет сопрано, которая должна была сидеть где-то в глубине оркестра, близ рояля. Но в Киеве во время всех исполнений певицу ставили в сольную позицию, перед оркестром, чем сбивали эффект. А во Львове вышло так, что должна была петь Оля Пасечник, но она почему-то не приехала, и ее заменил Василий. Эффект был невообразимый, когда он внезапно поднялся над оркестром (никто не ожидал) и как-то невероятно драматично врезал свою фразу. Зал замер...

Затем Василий поехал во Францию, где ему посоветовали не тратить свой голос, так как он, дескать, - шикарный бас-баритон. И он стал заметной фигурой в европейской музыкальной жизни. Позже, уже во время Майдана, мы нашлись на Фейсбуке и просто "постили" друг друга. А потом он пошел на войну. Вчера его убили... Просто застрелили... Снайпер... Как и тысячи других патриотов... Я еще раз говорю: железобетона в Украине хватит, чтобы оградиться от них - расейско-донецких - стеной. Притом что у меня там много друзей. Но выхода нет...

Владимир Сиренко, дирижер:

- В 1994-м я работал главным дирижером оркестра Национальной телерадиокомпании. Коллектив участвовал во всех программах "Классик-премьер", которыми руководила и которые вела Татьяна Миленина. В одной из передач пел и Василий. Припоминаю уникальный контр-тенор, когда он исполнял произведения эпохи барокко. Огромного роста сильный мужчина, с просто непревзойденной сценической внешностью и мощным красивым голосом. Какой ужас, что гибнут такие выдающиеся люди, такие патриоты. Вечная им память...

Зоряна Кушплер, меццо-сопрано, солистка Венской оперы:

- С Василием Слипаком мы учились на одном курсе во Львовской музыкальной академии им. Н.Лысенко. С самого начала было понятно, что это неординарная личность. Начинал Василий как контр-тенор. Редчайший голос, который к тому времени в Украине был большой диковиной. Каждое выступление Василия - это было событие. Он никогда не исполнял произведения академически. Всегда вносил в исполнение абсолютно свою интерпретацию. У него были большие способности к языкам, свободно разговаривал на французском, итальянском и английском. Когда позже переехал в Париж и перешел с контр-тенора на бас-баритон, я была поражена: какой и этот у него прекрасный голос, какая вокальная техника! Василий был неутомимым искателем чего-то нового. Так, в 2004-м, когда я пела в Париже, и мы встретились, он поведал мне, что поет, кроме оперы, еще и в группе hеаvy metal. Дал послушать записи. Я была поражена его голосовыми возможностями. Позже мы как-то потерялись, пока я не узнала, что Василий в АТО. Сегодня пришло страшное известие о его гибели... Оборвалась жизнь на взлете, но Василий оставил о себе светлое воспоминание.

Александр Козаренко, композитор (Львов):

- Уникальный оперный певец Василий Слипак родился в Украине, он - сын украинских родителей и нашей земли. Василий вырос как музыкант во львовском детском хоре "Дударик". Однажды я шел по коридору Львовской музыкальной академии и вдруг услышал удивительный высокий голос, который пел Ave Maria Джулио Каччини. Будто женский, но очень мощный. Я открыл двери класса, чтобы увидеть, кто так поет, и был словно молнией поражен! Стоял высоченный юноша, ростом под два метра, и пел контр-тенором! Это был редчайший, уникальный на постсоветском пространстве голос. К тому времени у меня была написана кантата, для которой я искал сопрано. И благодаря тембру Василия я решил, чтобы именно он должен исполнить эту партию в моей новой камерной кантате "П'єро мертвопетлює" (запись можно послушать на сайте Национального союза композиторов Украины - О.К.).

Припоминаю, как сначала Василия с его удивительным, нестандартным голосом не хотели принимать в консерваторию (академию). Но потом он все же поступил в музыкальный вуз и закончил как контр-тенор в классе старшей из компании "Сестры Байко" - Марии Яковлевны Байко. Помню, когда Василий уже выходил на сцену, чтобы спеть в моем произведении, то сказал: "Боюсь греха!". А я ответил, что "беру весь грех на себя". Впоследствии специально для его уникального голоса писали произведения другие европейские и американские композиторы.

Позже Василий пел баритоновые партии на сцене парижской Опера Бастилия. Через три–пять лет потерял контр-тенор и стал прекрасным бас-баритоном. Это был выдающийся оперный исполнитель с огромным диапазоном голоса, настоящего европейского уровня. Когда начались события на Майдане, он покинул Париж и вернулся в Украину, пошел нас всех защищать в АТО. И вот вдруг погиб...

Бедный Василько. Пусть с Богом почивает...