UA / RU
Поддержать ZN.ua

«УМЕРЕТЬ СО СМЕХУ», или «АЛХИМИЯ СЧАСТЬЯ»

Последняя премьера этого сезона в Киевском театре имени И.Франко многих удивила. Молодой режиссер Александр Мирошниченко поставил пьесу модного нынче в Польше драматурга Яцека Янчевского «Умереть со смеху»...

Автор: Валентина Грицук

Последняя премьера этого сезона в Киевском театре имени И.Франко многих удивила. Молодой режиссер Александр Мирошниченко поставил пьесу модного нынче в Польше драматурга Яцека Янчевского «Умереть со смеху». Правда, название спектакля немного другое - «Алхимия счастья». Но сам текст подобных изменений не претерпел. Действие происходит в тюрьме. Две молодые красивые женщины, проститутка и психолог, пытаются понять друг друга. Порядочность «подсадной утки» Эмилии (арт. Ирина Дворянин), пытающейся выведать, убивала или нет Сюзанна (арт. Светлана Прус) клиента, в глазах продажной, но во многом первобытно чистой женственности оказывается фальшивой.

Артистки одеты в стилизированные украинские рубашки. Правда, смелые разрезы до уровня талии, ничем не прикрываемые на протяжении спектакля, слегка намекают на всю остальную «шароварщину» франковцев. Пьеса (кстати, предложенная для постановки самим Сергеем Данченко) становилась бы, в некоторой мере, противостоянием общему направлению репертуарной и стилистической линии театра, если бы… (магическое «если бы» Станиславского). Если бы не «фирменные» штампы актрис, подобно микробам сильной болезни, выживают в самых неблагоприятных условиях. Сценограф Елена Дробна, студентка Академии художеств, помещает персонажей на помост виселицы, где над головами угрожающе болтается петля, позади, фоном, двигается огромное пятно красного пламени, это дышит топка ада; режиссер пытается выстроить какую-то хитроумную условность сценического существования, особую пластику героинь. Но актрисы то и дело хватаются руками за голову или за бока и говорят монологи с авансцены куда-то далеко-далеко поверх голов зрителей. Последние сидят тихо и не знают, как на это реагировать. Вроде бы, и смешно, вместе с тем - патетически вычурно. Под занавес Ирина Дворянин, символизирующая порядочность, говорит своей рыжей распутной подруге: «Никто из нас не победил, Женщина!» - и в очередной раз мелькает голой ножкой. Как тут разобраться?