«Мои одногруппницы поустраивались или секретаршами, или кто кем смог. Из выпуска, а это 25 человек, половина находится в поисках работы по специальности. Сегодня только сумасшедшие могут идти учиться на модельера. В нашей стране эта профессия еще невостребована, — призналась Юлия Гуральчук, которая закончила Государственную академию легкой промышленности в прошлом году. — Мне повезло, что Сергей Бызов пригласил на стажировку в свой Дом моды…»
Чтобы не потерять форму, музыкант должен ежедневно играть, художник рисовать, дизайнер создавать одежду. Иначе кризис простоя неминуемо выльется в кризис жанра. Посему журнал «Ева», Дом моды «Сергей Бызов» и РИА «Янко» давно вынашивали идею о конкурсе молодых дизайнеров одежды, и, наконец, после пятых, прошлогодних украинских «Сезонов моды» она окончательно созрела. Пожелали влить свежую кровь в традиционные «Сезоны», — пожалуйте, получите 52 заявки: столько претендентов с соответствующим образованием и без оного из разных уголков Украины захотели показаться в отборочном туре.
Акцию взялась поддерживать торговая марка «Прима люкс», известная меценатством в отношении отечественных культурно-спортивных начинаний.
Судя по интересу к мероприятию, в будущем заявок будет еще больше. «Меня просто поражает, сколько людей хочет заниматься дизайном. А многие из желающих поучаствовать в конкурсе вообще не представляют себе, что это за работа», — отметил председатель жюри первого национального конкурса молодых дизайнеров Сергей Бызов. Но на кону были поездка в Москву на международный конкурс «Русский силуэт» и крупный денежный выигрыш, что сегодня для творческого человека почти судьба — шанс открыть свое дело или принять участие в «Сезонах моды».
До финала дошли 13 самых-самых. И анонимно, под номерами встретились в новом киевском ночном клубе «Промзона №5». Критериями допуска в финал были: количество моделей в коллекции — 15 и направленность — отображение одного из молодежных трендов.
Несмотря на молодость, мало кто себе позволил отвязаться по полной программе. На фоне двух автобусов и грузовика, пролетарско-трудовых плакатов, стилизованных в духе рекламы спонсора — «Примы люкс», все произошло относительно быстро и безболезненно. Хотелось воззвать: эй, мальчишки и девчонки! Хватит терзать родительские кошельки и вожделенно глотать слюну у витрин бутиков, демонстрирующих недосягаемое глазам и телу шикарное разнообразие. Ведь одежда будущего скромно глядит на вас с раскладушек секонд-хенда. Минимализм уже начал эволюционировать в примитивизм, так что вскоре, похоже, законодателями моды станут Адам и Ева.
Финалисты активно пользовались хорошим старым, подражали отечественным кумирам. Но, пожалуй, почти в каждой коллекции нашлась, как минимум, одна прикольная, запоминающаяся вещь: разноцветная юбка-«торт» львовянки Юлии Брегин, юбка и кофточка «занавесками» студентки из Киева Инны Шкоды, юбка-«барабан» от львовской группы «Акцент» (Елена Крукевницкая, Наталия Холодило и Александра Ситник), «запечатанное» платье киевлянки Виолетты Банене, космическо- стерильные формы студента-экономиста из села Бездрин Сумской области Юрия Вариводы. Однако самые сильные аплодисменты — и здесь эмоции зала совпали с мнением жюри — собрали коллекции № 4 и №13. Старшая из авторов данных заметок хорошо помнит года тотального дефицита, когда джинсы стоили две хорошие месячные зарплаты и носились как парадно-выходная крутая одежда. Младшая пресыщена джинсовым изобилием. Но обе мы с удовольствием поддержали эпатажную идею легкой и непринужденной модернизации джинсов от Юлии Гуральчук. Отсутствие такой немаловажной детали, как пояс, потрясало, однако слегка затрудняло непринужденные движения аполлонистых юношей-моделей. Однако отрезанные детали даром не пропали — из них получились топы. Обилие рваных швов, сочетание «джинсы» с блестящей тканью, обыкновенные маечки с необыкновенными разрезами, «гвоздь» — кожаные брюки, состоящие из холош и пояса (для слабонервных сообщаем, что все остальное было аккуратно обтянуто плавками из того же материала — вид сзади данной модели просматривается на одной из фотографий) — все это было в коллекции №4, которая и принесла победу в первом национальном конкурсе молодых дизайнеров «Сезоны моды — взгляд в будущее» Юлии Гуральчук.
Неформалки с большим чувством юмора — свободные художницы из Киева Ксения Чумакова и Тоня Грибникова, наверное, не случайно оказались под номером 13. В ход девушки пустили старые шубки из искусственного меха, халаты, фуфайки, кальсоны, самый настоящий пеньковый канат с корабля, боа а ля Верка Сердючка, старые мужские шляпы и дамские шляпки. Логично дополняла видеоряд обувь — стеганные валенки и галоши. Несмотря на нарочитую театральность, члены жюри отметили нетрадиционность видения. По мнению члена жюри Лилии Пустовит, конкурс молодых дизайнеров прежде всего должен быть конкурсом идей, и данная коллекция как раз имеет к этому отношение. На пресс-конференции оригиналки в желтых очках не забыли поблагодарить своих мам — очевидно, за благоприятные условия для развития нетрадиционного вкуса. Естественно и логично девушек отправили конструировать «Русский силуэт» в Москву.
— Не пугает ли вас обилие подражаловщины? — спросили мы у Сергея Бызова.
— Это закономерное, нормальное явление. Процесс очищения происходит постепенно. Нужно, чтобы все выросли, чтобы выработался украинский стиль моды в европейском понимании. Многих из участников мы увидим в следующий раз обязательно. Это практика, они участвуют из конкурса в конкурс, зарабатывая себе имя. Озадачивает только, что коллекции какие-то немолодежные. Вот коллекция Юли Гуральчук мне понравилась — она очень легкая.
Юля Гуральчук — победитель национального тура конкурса «Smirnoff International Fashion Awards» (в 1998-м — первая премия, в 1999-м — вторая), с августа прошлого года стажируется у Сергея Бызова. Призналась, что коллекцию сделала «по-быстрячку», но как показывает практика, очень часто получается, что «чем быстрее — тем свежее». И еще очень важно, чтобы твой почерк узнавали.
Нужно сказать, что послужной список участия в разных конкурсах был у многих. Чуть ли не половина финалистов была из Львова. Логично было поинтересоваться мнением львовского дизайнера Оксаны Караванской, ставшей хорошо известной киевской публике после показа оригинальных коллекций на пятых и шестых «Сезонах моды»:
— Насколько все-таки сразу видно, кто что закончил! Несмотря на анонимность, я сразу точно называла работы выпускниц нашей академии. В принципе участники молодцы, но был сильный перегруз. В отношении коллекции №13… Я тоже в институте любила делать всякие авангардные штуки, это называется самовыражение, но нельзя делать коллекцию только на чистых эмоциях. Первоосновой должно быть все-таки ощущение фигуры. Такое чувство, что она пока подростковая…
Виктория Гресь тоже отметила львовскую школу, подчеркнув:
— В дизайне художник должен главенствовать, на мой взгляд. Технари не могут стать художниками. Кто понравился? Юля Гуральчук, она просто очень смелая, не побоялась и выделялась силой духа. Остальное — ребята еще ничего не сделали в жизни, а уже такая скука… Грустно, очень много безграмотности. Такое ощущение, что ребят не учили ни живописи, ни рисунку, ни композиции… Это говорит о качестве школы…
— Нужны ли современному дизайнеру хорошие знания — основ кроя, например? — поинтересовались мы у Юлии Гуральчук.
— Очень нужны. Потому что новшества в моде сейчас могут произойти только в крое, в пошиве, либо в технологии изготовления тканей. Кардинальных изменений форм, скажем, от пышных нижних юбок сразу к прилегающему силуэту уже не будет…
Словом, пришлось признать, что полный улет получается только с хорошим налетом профессионализма. Наверное, участники конкурса для себя такой вывод на будущее сделали. Организаторы же конкурса подчеркнули, что сакцентировали внимание именно на показе — на шоу, считая, что таким образом привлекут к участию в конкурсе даже самых робких и стеснительных, а в результате поиск молодых талантов пойдет решительнее. Для сведения, конкурс решено проводить раз в году, весной.
Кстати, конкурс молодых дизайнеров совпал с выходом на рынок новых сигарет от «Примы люкс» — «Прима люкс супер лайт», с минимальным количеством смол. Легкость и динамизм — основные черты нового бренда, что, в принципе, должно отличать и молодых дизайнеров. Специально к конкурсу «Прима люкс» постаралась сделать свою летнюю коллекцию — заказав ее дизайнеру Федору Савченко, в прошлом году получившему вторую премию на международном конкурсе «Smirnoff». Коллекция получилась задорная, молодежная, панковская, блестящая, повеселила присутствующих и органично влилась в интерьер грузовика, стоящего в зале… И вообще «Прима Люкс» приняла решение и в следующем году не быть безразличной к моде молодых.